Конопляное масло: насколько подъем коноплеводства поспособствует росту популярности продукта?
Согласно данным «Смарт Консалт», основанных на официальной статистике ФСГС РФ, за последние четыре года площадь засева технической конопли в России выросла более чем вдвое: с 4,4 до 10,5 тыс. га. Способствуют популяризации отечественного коноплеводства законодательные послабления.
В свою очередь, наблюдается активный рост рынков продуктов переработки технической конопли. И наиболее популярным продуктом здесь является конопляное масло.
Как показывает анализ деятельности российских производителей масла из семян конопли, объем выпуска продукции в период 2017-2020 гг. увеличился более чем в 5 раз. Так, если в 2017 году в стране изготовлено около 5,4 тонны продукции, то по итогам 2020 года этот показатель оценивается «Смарт Консалт» почти в 30 тонн. Соответственно, отрасль демонстрирует галопирующее развитие. А рынок конопляного масла в России находится на этапе становления, в самом начале своего жизненного цикла.
Конкурентная среда рынка пока еще достаточно свободна и представлена разрозненной группой игроков. Основной массив компаний — это мульти-производители продукции для ЗОЖ, а также растительных масел, в т.ч. конопляного масла. Такие предприятия обладают необходимыми средствами производства, а также развитыми каналами сбыта собственных продуктов, в связи с чем выход на рынок конопляного масла для них не представлял сложности.
Среди них можно отметить такие компании, как:
- «Натуральные продукты» (ООО «Русхемп»);
- ООО «Медал»;
- «Медведь и Слон» (ИП Наумец А.В.);
- ООО «Алтайский кедр»;
- ООО «Солнце Алтая»;
- ООО «Дом Кедра»;
- ООО «МедиаХемп»;
- ООО «Тиена» и многие другие.
В данном кластере вполне комфортно себя чувствуют и более мелкие игроки, осуществляющие свою деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей.
Примечательно, что в качестве производителя полного цикла, осуществляющего выращивание технической конопли и ее переработку в продукт конечного потребления, на сегодняшний день выделяется лишь один активный игрок — Агрофирма «Южная». Прочие растениеводческие хозяйства, задействованные в коноплеводстве, предпочитают передавать выращенное сырье на переработку сторонним компаниям.
По мнению «Смарт Консалт», эта особенность в текущих рыночных условиях может свидетельствовать о начальной стадии развития рынка, когда коноплеводческие хозяйства еще не диверсифицировали собственную деятельность и не вышли на смежные рынки сбыта.
Соответственно, на ближайшие пять лет в конкурентной среде рынка конопляного масла можно ожидать существенных изменений. Так, действующие изготовители, несомненно, нарастят собственные обороты. Коноплеводческие хозяйства, как ожидается, проявят интерес к углублению деятельности и расширению линейки продуктов, изготавливаемых из технической конопли. Одним из них может стать конопляное масло.
Также крайне высока вероятность появление новых игроков: как со стороны производителей продуктов здорового питания, так и в коноплеводческом секторе.
В свою очередь, потребность в конопляном масла в России и странах ближнего зарубежья будет ежегодно расти. А способствовать этому будет стремление россиян вести здоровый образ жизни и повышение качества употребляемых в пищу натуральных и органических продуктов.