19 ноября 2024 г., Вторник
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


Масло по-украински: и сам не гам, и другому не дам? (АПК-Информ: ИТОГИ №4 (82))

30 апреля 2021 16:30

Не секрет, что Украина занимает первое место в мире среди экспортеров данной продукции, которая между тем является важной частью продбезопасности многих стран. Тем не менее, когда цены на полках магазинов становятся выше за тот же продукт в торговых сетях стран-импортеров (некоторых стран ЕС в частности), возникает много вопросов, в т.ч. среди простого населения. Поэтому после половины сезона, которая запомнится высокими ценами на всю агропродукцию в целом и на подсолнечное масло в частности, у руководства страны не нашлось другого решения, как предложить ограничение экспорта с целью стабилизации цен на внутреннем рынке. Конечно это намерение вызвало возмущение среди участников рынка, но компромисс якобы был найден. Об этом, вероятно, не сказал только ленивый... Однако вопросов осталось немало, да и, похоже, что этим дело не кончится. Поэтому предлагаем разобраться, как экспортер подсолнечного масла №1 в мире едва не потерял свои позиции и имя на глобальной арене.


Подлили масла в огонь

Сезон-2020/21 стал одним из самых непредсказуемых и не перестает удивлять. Впрочем, последние события на рынке подсолнечника и масла буквально предстали как гром средь ясного неба.

Но начнем с начала. Несмотря на увеличение посевов подсолнечника в 2020 году до рекордных 6,6 млн га, из-за крайне неблагоприятных погодных условий существенно снизился показатель его урожайности (в среднем до 21,8 ц/га против предыдущих 27 ц/га), и соответственно сохранить тенденцию прироста урожая не удалось. Тем не менее, украинские аграрии в 2020/21 МГ смогли собрать довольно неплохой урожай (14-14,3 млн тонн, по оценкам USDA и «АПК-Информ» соответственно), что на 11,3-15,2% ниже рекордного показателя прошлого сезона, но в целом составляет четвертый по объему урожай. Несмотря на сокращение доли Украины в мировом производстве подсолнечника (с 30,2% в 2019/20 МГ до 28,2% в текущем сезоне), ее доля в мировом производстве подсолнечного масла неизменно превышает треть – 30,7%, а доля экспорта в мире по-прежнему составляет более 50% и с учетом корректировок мирового экспорта в этом году осталась почти без изменений (50,3% против 50,6% в прошлом сезоне). С учетом относительно устойчивого с тенденцией умеренного снижения внутреннего потребления, традиционно более 90% произведенного на украинских заводах масла экспортируется, поэтому и зависимость внутреннего рынка от внешней конъюнктуры (в т.ч. спроса, ситуации с котировками нефти, пальмового и других видов масел) довольно велика. По прогнозам аналитиков, за текущий маркетинговый год Украина должна была продать миру 93% произведенного масла, а это 5,52-5,6 млн тонн.


Поэтому, когда 13 апреля появилось предложение украинского правительства о введении в 2021 году квотирования и лицензирования экспорта подсолнечника и масла из него в размере 0 тонн (простыми словами – полностью остановить экспорт данных товаров), это стало настоящей неожиданностью и привело к возмущению участников рынка. Данное намерение объяснялось необходимостью сдерживания роста цен на внутреннем рынке и удешевления данного продукта для населения. Ведь стоимость подсолнечника и соответственно масла из него на внутреннем рынке с августа 2020 по март 2021 гг. выросла более чем вдвое именно из-за высокой корреляции с внешним рынком.

Так, по данным Госстата, за год (с марта 2020 по март 2021 гг.) цены выросли на рекордные 48,5%, а в марте этого года подсолнечное масло оказалась лидером ценового роста, прибавив почти 10%.


 

Целесообразность и последствия

Во-первых, вопросы вызывает отсутствие объективных оснований для любых ограничений экспорта в аграрном секторе в целом и масличном в частности, ведь дефицита масла на внутреннем рынке нет. Потребление подсолнечного масла внутри Украины в многолетней динамике составляет 7-11%. И снова (как и при намерении правительства «добровольно» ограничить рост розничных цен на бутилированное подсолнечное масло, муку и хлеб) встал вопрос взаимодействия с ритейлом – не там ли происходят основные накрутки цен? Кроме того, во многих странах Европы НДС на продукты питания ниже, чем в Украине. К тому же, украинские производители получают возмещение экспортного НДС, то есть они с самого начала могут продавать подсолнечное масло на 20% дешевле, чем на внутренний рынок, а для европейского потребителя товар в розничных сетях подорожает лишь на 5-7% (согласно директиве ЕС). Поэтому если правительство хочет поддержать население и компенсировать мировой рост цен на масло, возможно, более действенной мерой было бы снижение НДС на продукты питания (хотя бы до тех же 14%, по которым с 1 марта закупается сырье). В «Укролияпром» подчеркивают, что пока предприятия масложировой отрасли Украины проводят взвешенную ценовую политику, обеспечивая первоочередные поставки подсолнечного масла в торговые сети. «Производители бутилированного подсолнечного масла в настоящее время фактически субсидируют внутренний рынок, поскольку, несмотря на мировые цены на указанный продукт, продолжают проводить взвешенную ценовую политику и при высокой стоимости сырья поддерживают на внутреннем рынке цены ниже экономически обоснованных», - отметили в ассоциации.

Ну а, во-вторых, если говорить о последствиях, то ничего хорошего от этого ожидать не следует. По меньшей мере, глядя на опыт РФ (которая с конца 2020 года играется квотами и пошлиной на зерновые и масличные культуры и продукты их переработки), это вряд ли поможет урегулировать ценовую ситуацию. Ну а как максимум – приведет к полной остановке значительного количества предприятий масложировой отрасли Украины, срыву выполнения экспортных контрактов на поставку масла подсолнечного, потере доверия международных партнеров, значительным потерям государственного бюджета и недополучению валютной выручки в размере $2-3 млрд. Более того, полный запрет экспорта данных товаров приведет к падению закупочных цен на агропродукцию, ущербу для аграриев, падению размера арендной платы за землю и фактически «узаконит» экспроприацию частной собственности. Это может спровоцировать отказ аграриев от выращивания подсолнечника и соответственно привести к дефициту сырья для переработчиков в новом сезоне. Наконец, это может повлечь еще больший рост цен на сырье и подсолнечное масло и соответственно спровоцирует снижение экспорта и валютной выручки и в следующем сезоне. К тому же, звучали и мысли, что подобные шаги могут вернуть коррупционные схемы при распределении квот.


 

Опыт прошлых лет

Подобные меры вводились в прошлом (в 2008 и 2011 гг.), однако они имели крайне негативные последствия для аграрной отрасли и имиджа страны на международной арене, дестабилизировали ситуацию на рынке продовольствия и наносили огромный урон отечественным производителям как сырья, так и конечного продукта.

В 2008 году это произошло вопреки позиции маслодобывающих предприятий Украины и привело к остановке значительного их количества (особенно средней и малой мощности), к срыву выполнения заключенных форвардных контрактов, сокращению поступлений в госбюджет, а также росту напряженности в обществе из-за забастовки коллективов предприятий.

В 2011 году основную роль в стабилизации рыночной ситуации сыграло то, что руководители маслодобывающих предприятий Украины уделили особое внимание заключению прямых договоров с торговыми сетями и ярмарочной деятельности, что ограничено в условиях пандемии COVID-19. Однако сейчас снова вставали вопросы введения правительством социальных карточек на продукты питания для социально незащищенных слоев населения. Данное предложение рассматривалось и в 2011 году, однако оно так и осталось предложением.

Во Всеукраинской Аграрной Раде отметили, что введение квоты на экспорт зерновых, семян подсолнечника и подсолнечного масла предыдущими составами КМУ привело к падению закупочных цен и расцвету коррупции при распределении квот. С другой стороны, для агропроизводителей подсолнечник является одной из немногих культур, которая ежегодно дает стабильный доход, а его снижение приведет к падению размера арендной платы за землю, от чего пострадают около 5 млн украинских пайщиков.

Кроме того, в Украинской аграрной конфедерации напомнили, что в прошлом применение подобного инструмента способствовало созданию коррупционных схем, связанных с предоставлением квот. «Тогда лишь отдельные предприятия получали выгоду, а чиновники, причастные к принятию решений, - взятки. Если мы вернемся к этим «традициям», то понесем потери не только в масложировой отрасли, а в целом в экономике страны, поскольку сельское хозяйство сегодня является одним из главных драйверов стабилизации и развития экономики Украины», - подчеркнул президент УАК Леонид Козаченко.

В Европейской Бизнес Ассоциации подчеркивают, что в текущей ситуации введение квот в любом размере на масло подсолнечное не соответствует национальному законодательству и международным обязательствам Украины в рамках ВТО. «Государственная политика в данном секторе и ее последствия должны быть тщательно проанализированы и направлены на развитие сектора на долгосрочный период», - считают они.

Таким образом, исходя из опыта предыдущих лет, подобные намерения вмешательства руководства страны в рыночную ситуацию однозначно повлекут за собой непомерные потери как для АПК, так и экономики в целом. Наконец, потеряет не только фермер, но и конечный потребитель.

В качестве альтернативы звучали призывы обеспечить продовольственную безопасность страны и ценовую стабильность через товарные и финансовые интервенции, пользуясь опытом развитых и демократических стран (в т.ч. ЕС).

Цена компромисса

В конце концов, прислушавшись к мнению рынка, правительство таки решило отойти от радикального вмешательства в ситуацию и ограничиться более приемлемыми и понятными мерами. И уже вскоре (19 апреля) Минэкономики и ассоциация «Укролияпром» нашли компромисс в подписании дополнения к меморандуму, согласовав предельный объем экспорта подсолнечного масла из Украины до конца текущего сезона на уровне 5,382 млн тонн.

«Согласован объем, который должен позволить в достаточном количестве обеспечить внутренний рынок подсолнечным маслом до конца текущего сезона. Далее цифра в приложении к подписанному меморандуму будет регулироваться в зависимости от того, как будет развиваться ситуация на рынке. Подчеркну, что это лучший вариант, чем квотирование и запреты», - отметил Степан Капшук, президент ассоциации «Укролияпром».

По данным Гостаможслужбы Украины, за 7 месяцев текущего МГ на внешние рынки было поставлено 3,52 млн тонн украинского подсолнечного масла из 5,52 млн тонн (официальный прогноз до подписания меморандума). В министерстве отметили, что в 2020/21 МГ производство продукта ожидается на уровне 5,92 млн тонн, а внутреннее потребление – 400 тыс. тонн.

Впрочем, предыдущее радикальное намерение (установить экспортную квоту на нулевом уровне) и его обсуждение сделали свое дело. Ведь рынок сейчас очень болезненно воспринимает любое вмешательство и очень быстро реагирует на изменения... Это в который раз всколыхнуло и без того весьма волатильную ценовую конъюнктуру, что вызвало возмущение как трейдеров, так и переработчиков, внесло существенное напряжение в работу рынка, а также поначалу активизировало спрос импортеров (хотя и не привело к ажиотажу). Дополнительную поддержку ценам оказал рост котировок нефти и растительных масел на мировых площадках. За несколько дней украинское подсолнечное масло на экспортном направлении резко подорожало более чем на 50 USD/т – до 1595-1610 USD/т FOB, но дальше цены корректировались разнонаправленно и наконец опустились до 1570 USD/т FOB. Соответственно это не могло не сказаться на сырьевом сегменте. Поэтому с момента озвучивания намерения правительства страны цены на подсолнечник на внутреннем рынке повысились на 1500-2000 грн/т – до 24000-26000 грн/т СРТ. Вместе с этим, сельхозпроизводители начали несколько увеличивать продажи. Это объяснялось опасениями относительно возможного снижения цен на подсолнечник, а также активной фазой проведения посевной кампании (в т.ч. началом сева подсолнечника и сои). Но с возобновлением тенденции роста цен они вернулись к сдерживанию продаж.

Подписание дополнения к меморандуму приостановило дальнейший рост цен и немного успокоило рынок, но о стабилизации или снижении говорить еще рано, ведь сырье было закуплено по высоким ценам. Еще одним негативным следствием стало снижение интереса импортеров к закупке подсолнечного масла из-за его резкого подорожания и ожидания ими отыгрывания цен в сторону снижения.

Однако этим дело не закончилось, и через несколько дней правительство вернулось к предложению по установлению квоты на экспорт подсолнечника в размере 0 тонн, однако рынок, ценовая конъюнктура и большинство ассоциаций спокойно восприняли данное предложение. Ведь экспорт подсолнечника из Украины мизерный. И хотя в этом году данный показатель заметно вырос в начале сезона (за-за весьма привлекательных цен спроса на внешнем рынке), уже в марте было экспортировано 2 тыс. тонн, а с начала апреля – 0 тонн подсолнечника.

К тому же, сам глава Минагрополитики Украины Роман Лещенко считает, что запрет экспорта подсолнечника из Украины является противоправной мерой. Ведь, согласно действующему законодательству, основанием для его введения является нарушение рыночного равновесия, однако дефицита подсолнечника в Украине нет. «Запрет экспорта создает предпосылки для согласованных антиконкурентных действий – монопольного сговора, - с которыми государство как раз и должно бороться», - подчеркнул он.

Так что имеем?

Как показывает практика, любые ограничения на экспорт продукции, в первую очередь, негативно влияют на инвестиции в экономику и на национальных производителей. Более того, с учетом международного опыта, все страны пытаются защитить свой рынок путем введения импортных пошлин и квот, чтобы работала собственная экономика, и никак не наоборот – вводя экспортные ограничения. Поэтому подписание меморандума лучше введения прямых ограничений на экспорт.

Достижение договоренностей между правительством и участниками рынка путем подписания приложений к меморандуму активно используется в зерновом сегменте и продемонстрировало эффективность, проверенную десятилетием. Данный документ позволяет Украине сохранить репутацию надежного торгового партнера на мировом рынке, дает возможность международным партнерам сформировать свои ожидания, а участникам украинского рынка – спокойно и слаженно работать. Однако возникает вопрос, смогут ли так быстро овладеть этим инструментом и научиться договариваться между собой представители масличной отрасли? Отметим, что остается и риск формирования на внутреннем рынке профицита агропродукции в виде то ли сырья (подсолнечник), то ли переработанной продукции, что может оказать давление на цены следующего сезона и внести корректировки в активность вложения и цены форвардов. Однако большинство переработчиков надеется, что предельный объем экспорта подсолнечного масла впоследствии будет пересмотрен в сторону увеличения.


 

Что касается стабилизации цен, то на внешнем рынке она будет достигнута рыночными механизмами. Мы уже наблюдали, как с середины марта ценовой тренд резко развернулся в сторону снижения, поскольку предыдущее стремительное подорожание ряда товаров из Украины на экспортном направлении привело к существенному уменьшению их востребованности на мировом рынке. Неготовность импортеров вести закупки по сложившимся ценам и, соответственно, сокращение спроса с их стороны привели к снижению цен на целый ряд зерновых и масличных культур и продуктов их переработки. Что же касается цен для потребителей на внутреннем рынке, то здесь все немного сложнее. Ведь в цепочке «подсолнечник – масло – розница», где, с одной стороны, есть постоянно растущий рынок commodities, а с другой – снижение потребительского спроса и борьба сетей за удержание клиента, опять-таки регулировать взялись исключительно среднее звено. Кроме того, производители покупают сырье по ставке НДС 14%, а, отпуская готовую продукцию конечному потребителю, доначисляют 6% за счет собственной прибыли, что приводит к «вымыванию» значительной части рабочего капитала.

Однако все отмечают, что в дальнейшем ответственная государственная политика в данном случае – это системные меры по снижению цен на все социально значимые продукты питания, которые входят в продуктовую корзину украинского потребителя. Так что продолжение следует?

Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: