«Ъ»: Правительство решило пересмотреть планы повышения утильсбора на спецтехнику
Как выяснил “Ъ”, правительство решило уточнить размер повышения утильсбора на спецтехнику и вернет проект на доработку в Минпромторг. Предполагался рост сбора до трех раз, и такой подход вызвал противодействие различных игроков — от аграриев до строителей — из-за рисков роста стоимости продовольствия и новых дорог. В то же время рост утильсбора на 25% для автомобилей, по данным “Ъ”, одобрен вице-премьером Дмитрием Григоренко. Тем не менее ряд собеседников “Ъ” не считает и этот вопрос решенным и ожидает реакции премьера.
Правительство пересмотрит планы повышения утильсбора на сельхоз-, дорожно-строительную и спецтехнику до трех раз. Как рассказали “Ъ” два источника, знакомых с ходом обсуждения, решение вернуть проект соответствующего постановления правительства на доработку в Минпромторг принято на совещании у главы аппарата правительства, вице-премьера Дмитрия Григоренко на прошлой неделе.
Еще один собеседник “Ъ” говорит, что на совещании господин Григоренко хотел закрыть ключевые вопросы и разногласия, возникшие по этим проектам, «что и было сделано». Другой собеседник “Ъ” говорит, что не столь уверен в окончательности решения о росте утильсбора на автомобили, поскольку «движения по документу все еще нет». Два источника “Ъ” отмечают, что, по их мнению, следует дождаться реакции премьера Михаила Мишустина, когда он ознакомится с итогами совещания.
В пресс-службе правительства и Минпромторге “Ъ” не ответили. Собеседник “Ъ” говорит, что пока в профильном департаменте Минпромторга по спецтехнике не знают о необходимости доработать проект.
Планы повышения утильсбора на автомобили не вызвали широкого противодействия со стороны участников отрасли. Против выступали лишь производители грузовиков из «европейской семерки», которые говорили о новых расходах для логистических компаний, которые в итоге по цепочке переложат в цены на продукцию (см. “Ъ” от 9 февраля).
По специализированной технике сопротивление было более отчаянным: еще на этапе общественного обсуждения документ получил большое количество негативных комментариев, а также стал наиболее просматриваемым на regulation.gov.ru за тот период. Затем против повышения утильсбора выступили аграрии и дилеры сельхозтехники, ссылаясь на риски роста цен на продукты, в частности масло, муку, сахар, о чем говорили, со своей стороны, и производители грузовиков. Также в многочисленных обращениях в правительство отмечалось, что на рынке РФ практически не производятся асфальтоукладчики, что вместе с повышением сбора и на другую строительную технику приведет к удорожанию дорожных нацпроектов (см. “Ъ” от 4, 9 и 12 февраля). Кроме того, указывалось, что в РФ не выпускаются тракторы некоторых мощностей. При этом традиционно отечественные машиностроители говорили, что могут покрыть весь спрос на технику, а волну обращений назвали кампанией «западного лобби в лице ассоциаций и агентов влияния» (см. “Ъ” от 1 марта).
Один из них отмечает, что ключевыми вопросами, которые волновали аппарат правительства, были сельхоз- и промышленные тракторы, а также дорожно-строительная техника, то есть те позиции, по которым дилеры, импортеры и потребители техники видели риски.
Ряд собеседников “Ъ” полагают, что в Минпромторге действительно «перегнули палку» с размером повышения по спецтехнике, и позитивно оценивают тот факт, что документ будет доработан.
Дмитрий Бабанский из SBS Consulting полагает, что острота реакции на возможное повышение утильсбора на спецтехнику чрезмерна. Например, в целом по асфальтоукладчикам повышение сбора даст рост расходов на 0,5–0,7 млрд руб., что незначительно в рамках отрасли. По мнению эксперта, с точки зрения промышленной политики пересматривать размер увеличения сбора нет смысла.