23 декабря 2024 г., Понедельник
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


70% мукомольных предприятий в СКО обанкротились или оказались на грани закрытия

21 января 2021 11:30

70% мукомольных предприятий в Северо-Казахстанской области обанкротились или на грани закрытия из-за потерь рынков сбыта и высоких транспортных тарифов, передает КазТАГ.

«70% мельниц либо уже обанкротились, либо находятся на грани закрытия. Из-за неблагоприятной обстановки в отрасли предприятиям приходится сокращать объемы производства муки. Одной из причин этого стало совмещение рынков сбыта зерна и муки, вследствие чего произошло практически полное замещение экспорта муки», - рассказали в пресс-службе палаты предпринимателей СКО в четверг.

Как сообщается, в палату обратились представители мукомольных предприятий региона. Они обеспокоены тем, что теряют рынки сбыта. Кроме того, и плюс к этому их душат высокие тарифы как на транзит муки через Узбекистан, так и отечественные железнодорожные тарифы.

«Североказахстанские мукомолы теряют основной рынок сбыта их товара, которым для Казахстана всегда были Узбекистан, Таджикистан, Афганистан. Однако сейчас в эти же страны активно экспортируется и наше зерно, в связи с чем вчерашние импортеры казахстанской муки стали активно развивать собственную мукомольную промышленность из нашей же пшеницы. В результате значительно вырос экспорт казахстанского зерна, а муки – упал практически в два раза. Еще больше усугубляют ситуацию высокие тарифы на транзит муки, как местные, так и зарубежные. И это проблема касается не только наших мукомолов, а в целом всей республики», - прокомментировал директор палаты предпринимателей СКО АрманУразгулов.

Предприниматели считают, что медлить с решением проблем мукомольной отрасли нельзя, иначе страна может лишиться собственного производства и стать импортером муки, в одночасье потеряв целую отрасль.

«Такое ощущение, что наша отрасль никого не волнует. Поднимаем проблему с экспортом муки не первый год, а воз и ныне там. Сегодня мы обращаемся к вам в надежде, что нас, наконец, услышат на республиканском уровне и к решению нашего вопроса подключатся все ответственные министерства, а именно сельского хозяйства, торговли и интеграции, а также транспорта и коммуникаций. Мы и так практически на 80% сократили производство и рабочие места. А ведь у нас есть сырье и мы готовы работать на полную мощность, но из-за нынешних условий заниматься переработкой пшеницы стало просто невыгодно», - рассказал генеральный директор Тимирязевского мукомольного комбината Иса Алахяров.

На территории СКО действует порядка 20 крупных мукомольных комбинатов, загруженность которых, к сожалению, сегодня оставляет желать лучшего.

По словам предпринимателей, в странах, некогда являвшихся импортерами казахстанской муки, произошел мощный расцвет зерноперерабатывающей отрасли и интерес в покупке муки, естественно, заместился интересом к приобретению сырья.

«Так, если в 2012 году экспорт зерна в Узбекистан составлял 658 тыс. тонн, а муки – 1,2 млн тонн, то в 2020 году экспорт зерна вырос до 2,3 млн тонн, а муки упал до 650 тыс. тонн. Аналогичная ситуация и по Таджикистану: если в 2009 году экспорт зерна и муки в эту страну был на одном уровне и составлял 380 тыс. тонн, то в прошлом году экспорт зерна вырос до более 1 млн тонн, а муки – упал до 85 тыс. тонн. Сегодня Афганистан – это единственный оставшийся рынок сбыта казахстанских мукомолов, но и тот, несмотря на относительную нестабильность в стране, наращивает собственную переработку», - добавили в палате.

Предприниматели отметили, что усугубляет ситуацию и введение муки в список биржевой торговли, а также высокие тарифы на транзит в Узбекистане, резкий рост железнодорожных тарифов со стороны АО «НК «Қазақстан Темір Жолы» (КТЖ) и такой же рост тарифов на оперирование вагонами со стороны АО «Қазтеміртранс» (КТТ) и других частных собственников.

«В этом году к уже имеющимся проблемам, мы получили еще и новые. Это включение муки в список биржевых товаров на основании приказа министра торговли и интеграции от 28 декабря 2020 года в количестве 60 тонн и уменьшение партии реализации пшеницы до 300 тонн. Это решение совсем нерациональное. Во всем мире нет практики торговли мукой через биржу- это просто нонсенс. Забыли учесть, что мука – это брендированный товар и уравнять стоимость разных брендов в пределах одной товарной позиции просто невозможно! Также есть трудность со специфичностью нашего основного покупателя в обучении навыкам биржевой торговли. Не стоит забывать, что речь идет об Афганистане. И конечно, резонный выбор со стороны Афганистана (нашего единственного покупателя) в качестве поставщика муки выбрать доступный Узбекистан, который, впрочем, изготовит муку из казахстанского зерна и предложит афганским покупателям, минуя биржевую реализацию. Если говорить об уменьшении порога реализации пшеницы до 300 тонн, то мы опять-таки затрагиваем интересы мукомолов, покупающих сырье для переработки. Накладные расходы в виде оплаты брокерам отразятся на себестоимости готовой продукции для внутреннего рынка. В итоге мукомол будет обязан заплатить дважды: покупая пшеницу для переработки в объеме выше 300 тонн (4 вагона) и реализуя муку более 60 тонн. Получается двойное обложение», - пояснила коммерческий директор ТОО «СевЕсильЗерно» Таисия Колегова.

При этом она подчеркнула, что сегодня я маржинальность производства и экспорта муки ниже, чем оплата стоимости услуг брокеров и биржи. Предприниматель считает, что это нововведение увеличит армию брокеров, маркетологов и прочих задействованных лиц, что дополнительным неподъемным бременем ляжет на плечи мукомолов.

Кроме того, представители мукомольной отрасли подняли вопросы резкого роста тарифов на груженные вагоны со стороны КТЖ, КТТ и других собственников на 30-35%. Таким образом, зернопереработчики получили подорожание ставки перевозки на сумму около Т100 тыс. за вагон.

«Плюс к этому еще есть высокая оплата за транзит одной тонны муки через Республику Узбекистан. Наш сосед оценивает пересечение 700 км своей железной дороги в $53 за тонну. Для сравнения: за транзит по территории Туркмении протяженностью 3 тыс. км экспортер оплачивает по $32 за тонну», - отметили в пресс-службе палаты.

В палате сообщили, что решение проблем своей отрасли предприниматели видят в снижении стоимости транзита для казахстанских грузов, следующих транзитом в Афганистан через территорию Узбекистана посредством двухсторонних переговоров между властями обеих стран.

«Кроме того, они считают, что министерству торговли необходимо применить зеркальные меры по отношению к «недобросовестным» соседям. Также в качестве решения прозвучали предложения по субсидированию части затрат экспортеров на доставку товаров, но с учетом автоматизированного и упрощенного оформления и получения государственной поддержки. А также предприниматели выступили за субсидирование сельхозтоваропроизводителей, реализующих свое сырье отечественным переработчикам. Такой инструмент, по их мнению, необходим, чтобы обеспечивать мельницы сырьем». – прокомментировали в пресс-службе.

По словам Уразгулова, все предложения производителей передадут в центральный аппарат «Атамекена» для дальнейшего обсуждения и принятия решения совместно с министерствами сельского хозяйства, торговли и интеграции, а также транспорта и коммуникаций.

Напомним, 18 января КазТАГ со ссылкой на отраслевое издание сообщал, что из-за повышения тарифов со стороны оператора зерновозов – компании «Астык Транс», которая с января 2017 года на 100% принадлежит российской «Русагротранс», в Казахстане может подорожать хлеб. 19 января стало известно, что действиями росоператора заинтересовалось агентство по защите и развитию конкуренции (АЗРК) Казахстана, которое приступило к анализу ситуации.

Отметим, что проблему неравных условий, ставящих под угрозу экспорт казахстанской муки, представители отрасли поднимают уже давно.

Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: