19 ноября 2024 г., Вторник
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


Високосный против высокоолеинового - Юлия Иваницкая, АПК-Информ

17 января 2021 09:00

За последние 10 лет площадь высокоолеинового подсолнечника в Украине снижалась лишь один раз – в 2017-м. В високосном 2020 г. посевы культуры достигли своего исторического максимума, но мы запомним его как год неоправданных надежд для участников рынка высокоолеинового подсолнечника и масла. Снижение объемов потребления данного вида масла во время кризиса сегмента HoReCa из-за пандемии, падение его стоимости и премии к традиционному подсолнечному маслу – этот непредсказуемый сценарий развития событий после довольно удачных предыдущих двух сезонов может существенно остудить интерес производителей «высокоолеинки» не на один год вперед. Но так ли все однозначно? Как ни странно, есть и положительное в сложившейся ситуации. В данной статье размещенной на oilworld.ru ИА «АПК-Информ» делится своими оценками, прогнозами, а также мнениями экспертов.

Под впечатлением высоких премий и хорошего спроса на высокоолеиновый подсолнечник украинские аграрии в 2020 г. увеличили его посевную площадь третий год подряд до рекордных 560 тыс. га* (+25% к 2019 г.). Тогда, во время посевной, уже вовсю бушевали локдауны (последствия которых, конечно, были сложно прогнозируемыми), но премии по-прежнему оставались привлекательными. К тому же в условиях дефицита влаги в почве особого выбора что сеять у производителей не было, поэтому общая площадь подсолнечника в Украине выросла. Ожидался очередной рекордный урожай. Но главный сюрприз был впереди – капризы погоды и удар по урожайности из-за длительного отсутствия осадков. В итоге надежды на хороший валовой сбор подсолнечника не оправдались (а контракты были уже заключены), фермеры начали сдерживать продажи, что подогрело цены на масло на мировом рынке, а премии на высокоолеиновую продукцию практически сошли на «нет».

С конца августа 2020 г. и до окончания отчетного года цены спроса на высокоолеиновое подсолнечное масло на базисе FOB-Украина выросли с 810 до 1210 USD/т (+50%), превысив пиковые значения июля 2019 г. С одной лишь важной разницей: тогда премии доходили до 430 USD/т, а нынешние колеблются в диапазоне 5-20 USD/т. В то же время текущие цены в среднем на 20% выше, чем в аналогичный период 2019 г., когда премии составляли порядка 200 USD/т. За сырье для переработки надбавки либо вообще нет, либо максимум до 10 USD/т. Ввиду сложившихся высоких цен на обычное подсолнечное масло, а также сохранения неопределенной ситуации вокруг коронавирусной инфекции торговля в сегменте высокоолеиновой продукции характеризуется как слабоактивная.

Ричард Баррелл, региональный представитель масличного сегмента, Corteva Agriscience

COVID-19, безусловно, оказал негативное влияние на объем потребления высокоолеинового подсолнечного масла в Европе в 2020 г. По нашим оценкам, общий спрос снизился на 17% от потенциально возможного уровня, составив 858 тыс. тонн. В частности, больше всех пострадала сфера общественного питания, где объем потребления масла сократился более чем вдвое от ожидаемого – до 108 тыс. тонн против 240 тыс. тонн. Спрос в секторе производства снэковой продукции упал не столь существенно – на 6,7%, до 630 тыс. тонн. Использование ВО масла в остальных сегментах (производство печенья, фасованное масло для розницы, косметика, олеохимия и пр.) оценивается на прежнем уровне – 120 тыс. тонн.

В целом, начало сезона-2020/21 для участников рынка подсолнечника было, вероятно, самым сложным за многие годы. Существенная разница цен как на сырье, так и на масло между периодами заключения форвардных контрактов и их исполнения привела к многочисленным дефолтам. Кроме того, из-за задержки уборки переработка нового урожая началась на полмесяца позже. Рост цен на подсолнечник, ограниченное количество предложений и необходимость выполнять контракты на поставку масла поставили переработчиков в очень затруднительное положение, заставляя вести закупки сырья, не обращая внимания на содержание олеина.

Луис Карлос Алонсо, доктор агрономии, развитие бизнеса подсолнечника, Syngenta

Сейчас главный вопрос, сможет ли в сложившихся условиях предложение высокоолеинового масла покрыть имеющийся на него спрос. Предполагаю, премии могут начать восстанавливаться после І квартала 2021 г.

Производство высокоолеинового подсолнечника в 2020 г. в Украине, как и в большинстве других стран, заметно превышает спрос. Прирост площади на 25% компенсировал снижение урожайности на 13%, и в результате потенциальный объем производства культуры оценивается в 1,3 млн тонн, что практически соответствует показателю прошлого сезона. Однако на фоне ажиотажного спроса на традиционный подсолнечник и минимальной надбавки за высокое содержание олеина большая доля высокоолеинового подсолнечника будет продана как обычный (до 40%), не будучи идентифицированным как ВО в сбытовой цепочке. Этот разрыв между потенциальным и фактическим «чистым» товаром будет самым существенным за последние годы.

Луис Карлос Алонсо, доктор агрономии, развитие бизнеса подсолнечника, Syngenta

В своих предварительных прогнозах я предполагал, что около 35% выращенного высокоолеинового подсолнечника в Украине в 2020 г. будет реализовано как классический ввиду низких премий. Однако этот показатель может быть даже выше, поскольку стоимость подсолнечника начала стремительно расти и превысила 650 USD/т, что говорит об отчаянном положении переработчиков при формировании запасов сырья.

В России традиционно еще большая часть площадей ВО подсолнечника убирается как обычный (в среднем половина), а в этом сезоне показатель может достигнуть и 60%. Показательным является то, что аграрии продолжают выращивать гибриды высокоолеинового подсолнечника Таленто и Эксперто, которые демонстрируют прекрасные результаты в регионах, где нет переработчиков ВО подсолнечника.

Таким образом, при сопоставимом объеме предложения высокоолеинового подсолнечника в Украине в текущем сезоне доля сегрегации снизится до 60-63%, что составит около 800 тыс. тонн (-22% к 2019/20 МГ). Соответственно, ожидается сокращение производства и экспорта высокоолеинового подсолнечного масла. Согласно нашему предварительному прогнозу, в 2020/21 МГ из Украины на внешние рынки может быть поставлено 350 тыс. тонн данной продукции против рекордных 453 тыс. тонн сезоном ранее (-23%).

Основной спрос на украинское высокоолеиновое подсолнечное масло традиционно отмечается со стороны европейских стран благодаря отсутствию импортных пошлин, в отличие от продукции российского и аргентинского происхождения. По итогам 2019/20 МГ в данный регион было отгружено свыше 260 тыс. тонн против 200 тыс. тонн сезоном ранее. Однако доля ЕС в общем объеме постепенно сокращается за счет роста экспорта, прежде всего в Китай, а также в США, Малайзию, Австралию, ОАЭ. Со второй половины минувшего сезона именно Китай был основным импортером украинской продукции и продолжает им оставаться. Всего в страну было поставлено более 75 тыс. тонн ВО масла против 4-7 тыс. тонн в предыдущие три сезона.

За сентябрь-декабрь 2020/21 МГ Украина экспортировала 160 тыс. тонн высокоолеинового подсолнечного масла, что на 10% уступает аналогичному показателю прошлого маркетингового года. В текущем сезоне мы ожидаем дальнейшего снижения доли стран Европы до 50% против 58% сезоном ранее. Главным образом, это произойдет за счет укрепления позиций Китая и США, а также падения спроса Испании – лидера рейтинга покупателей сезона-2019/20. За первые 4 месяца 2020/21 МГ страна импортировала всего 9,4 тыс. тонн ВО масла против 42 тыс. тонн за аналогичный период минувшего сезона. Это объясняется приростом собственного производства и более конкурентными ценами на локальную продукцию.

Луис Карлос Алонсо, доктор агрономии, развитие бизнеса подсолнечника, Syngenta

Под урожай 2020 г. в Испании и Португалии высокоолеиновым подсолнечником было засеяно на 10% больше площадей. Производство ВО масла оценивается в 110-130 тыс. тонн против 100-118 тыс. тонн сезоном ранее, но могло бы быть и больше, если бы не засуха и снижение урожайности. Также Испания импортирует достаточно много данной продукции – 100 тыс. тонн в 2019/20 МГ, в т.ч. 85 тыс. тонн из Украины. Однако в текущем сезоне стоит ожидать снижения импорта из-за непривлекательных цен и нестабильного спроса HoReCa. Покупатели ВО масла зачастую покрывают лишь краткосрочные требования рынка, стараясь платить как можно меньшие премии.

Китай же по-прежнему демонстрирует активный спрос на высокоолеиновое подсолнечное масло в 2020/21 МГ: прирост поставок более чем в 2 раза – до 37 тыс. тонн. Растущие потребности пищевой промышленности и возможность частичной замены более премиальных видов масел (арахисовое, оливковое, масло камелии) стимулируют его импорт. Кроме того, Украина развивает еще более узконаправленный нишевый сегмент на китайском рынке – поставку органического высокоолеинового подсолнечного масла.

Компания «УКРОЛИЯ ОРГАНИК»

В октябре наша компания отправила первую партию подсолнечного органического высокоолеинового масла урожая 2020 г. в Китай. Сегмент высокоолеинового масла и органической продукции является приоритетным в экспортной деятельности компании, поэтому «УКРОЛИЯ ОРГАНИК» планирует в дальнейшем увеличивать каналы продаж, как в КНР, так и соседние страны Азии.

В целом, география отгрузок высокоолеинового подсолнечного масла из Украины довольно обширная и в настоящее время насчитывает более 50 стран. При этом на первую десятку приходится 87% от общего объема экспорта (по результатам 2019/20 МГ). Кроме того, на украинском рынке наблюдается тенденция увеличения количества игроков – как производителей, так и экспортеров. Крупнейшими из них являются ViOil, «АДМ Украина», Bunge, «Кернел», «УКРОЛИЯ», «Олсидз Блэк Си», Мелитопольский МЭЗ, «Дельта Вилмар СНГ» и др.

Отслеживается четкий повышательный тренд в экспорте рафинированного высокоолеинового подсолнечного масла. За последние 3 сезона его объем вырос с 15,4 тыс. тонн до 68 тыс. тонн, что составляет 15% в общих отгрузках. Безоговорочными лидерами рейтинга импортеров в 2019/20 МГ стали США с долей 40% (27,5 тыс. тонн), а среди украинских компаний-экспортеров – Bunge, «УКРОЛИЯ» и Мелитопольский МЭЗ.

Сергей Репецкий, управляющий партнер брокерской компании Sunstone Brokers SA

Для высокоолеинового подсолнечного масла этот сезон хорош тем, что низкие премии подстегнут потребителей, которые его еще не пробовали, попробовать и оценить все его преимущества. Это даст возможность нарастить в будущих сезонах спрос на данный вид масла, которое когда-то было очень дорогим и недоступным для кого-то, а в этом сезоне появилась возможность его попробовать. Соответственно, есть потенциал привлечь нового потребителя, нового покупателя в долгосрочной перспективе. Поэтому то, что происходит сейчас, закономерно и даже хорошо для высокоолеинового подсолнечного масла.

Таким образом, несмотря на рост площадей, в 2020/21 МГ велика вероятность того, что большая часть высокоолеинового подсолнечника будет реализована как классический на фоне существенного удорожания обычного подсолнечного масла и минимальных премий в первой половине сезона. Также в дальнейшем все еще под вопросом остается объем потребления ВО масла в условиях карантинных мер в мире. Что касается перспектив на 2021/22 МГ, то имеются шансы на восстановление премий в данном секторе ввиду прогнозируемого сокращения уборочных площадей высокоолеинового подсолнечника в мире.

Луис Карлос Алонсо, доктор агрономии, развитие бизнеса подсолнечника, Syngenta

Полагаю, в 2021 г. площадь подсолнечника в мире увеличится на фоне очень высоких цен в текущем сезоне. Урожайность культуры в 2020 г. упала на 20% от нормы в большинстве стран. То же самое касается и гибридов для производства семенного материала, где оценочно произошло снижение показателя на 10%, т.е. в меньшей степени за счет применения орошения. Таким образом, ожидается дефицит предложения популярных гибридов семян подсолнечника. Заполнить этот дефицит могут гибриды высоокоолеинового подсолнечника, при этом многие фермеры не будут намерены выращивать его отдельно от стандартного подсолнечника. Перерабатывающая индустрия сейчас дает понять, что более предпочтительно располагать достаточным предложением классического сырья, не предлагая премии за высокое содержание олеина. То есть на фоне общего роста посевной площади подсолнечника в следующем году, скажем, на 10% к 2020 г. я ожидаю снижения уборочной площади высокоолеинового подсолнечника на 15%.

Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: