Урожай подсолнечника в Алтайском крае ожидается выше прошлогоднего
Несмотря на засуху, урожай подсолнечника в Алтайском крае ожидается выше прошлогоднего. Подскочили на эту техническую культуру и цены. Но аграрии не считают себя виновными в подорожании растительного масла.
«Мы довольны»
В крае завершается уборка подсолнечника. Пока средняя урожайность составляет 9,7 центнера с гектара. Если она сохранится, то валовой сбор этой масличной культуры может приблизиться к 70 тыс. тонн, что немного больше прошлогоднего результата.
На сельхозпредприятиях «Колос» и «Имени Кирова» Локтевского района посадками семечек занято суммарно больше 5 тыс. га. Гендиректор этих компаний Сергей Бенслер вспоминает, что весна начиналась стандартно, посеяли в лучшие агротехнические сроки. Но с середины мая начало нарастать беспокойство. В течение двух месяцев не было хороших дождей – так, брызнет иногда, только чтобы пыль прибить. Подсолнечник притормозил в росте. Аграрии применяли различные технологии для исправления ситуации, но ни одна из них справиться с засухой не могла.
Думали, что уже всё пропало, но с середины июля полили дожди, и растения ожили. Созревание пошло с двухнедельным опозданием. Пострадали так называемые кондитерские сорта, семена которых после жарки продают в магазинах для любителей пощелкать. Им не хватило влаги, поэтому шляпка не смогла как следует сформироваться, слишком сильная жара негативно сказалась на опылении. Урожайность упала вдвое. Г
ибриды, которые идут на масло, показали себя более устойчивыми к засухе, их урожайность уменьшилась всего на 10% от обычной. В среднем она сложилась на уровне 18 ц/га. «Мы довольны такими результатами», – говорит Сергей Бенслер.
В «Крестьянском хозяйстве «Партнёр» Михайловского района около 3 тыс. га было занято подсолнечником. Директор сельхозпредприятия Андрей Кожанов характеризует минувший сезон для семечек как тяжелый, но не критичный.
Михайловский район считается удачливее соседних по обеспечению влагой. Гибриды местами показали урожайность около 25 центнеров с гектара, что считается очень хорошим результатом. А в среднем вместе с сортами получилось около 12 ц/га, что больше прошлогоднего.
«Нынче год был более сухой, но пчелы опыляли лучше. Погода осенью выдалась менее дождливая, поэтому сушилки использовали реже», – объясняет причины успеха руководитель КХ «Партнёр».
Высокие цены
В то же время Минсельхоз РФ 30 октября сообщил о том, что подсолнечник обмолочен с площади 8 млн га, или 95,4% к уборочной площади, намолочено 12,6 млн т (в 2019 году – 13,3 млн т) при урожайности 15,7 ц/га (в 2019 году – 18,6 ц/га).
Как видим, отставание от прошлого года в масштабах страны составляет 700 тыс. т. Но снижение предложения этой масличной культуры на российском рынке идет на фоне роста мировых цен на растительное масло. Они приближаются к отметке $1 тыс. за тонну. Следом за маслом дорожает и сырье для него. Российские переработчики в среднем за тонну семечек уже дают 31 825 рублей. По мнению экспертов, растительное масло, а значит, и подсолнечник ненадолго могут еще подорожать из-за очередной девальвации рубля и дальнейшего оживления конкуренции за сырье между маслозаводами.
Андрей Кожанов говорит, что в Алтайском крае сложились исторически самые высокие цены на масличный подсолнечник. Отыграл свои позиции и кондитерский. Сегодня его цена почти вернулась на уровень позапрошлого года – 100 тыс. руб.
Масличный или кондитерский?
Казалось бы, аграриям надо выращивать семечки не на масло, а для любителей пощелкать. Но не всё так просто. Урожайность кондитерского подсолнечника заметно ниже, потому что растения сеют реже, увеличивая площадь питания и таким образом получая более крупные зерна. К тому же у сортов меньше способность к самоопылению, чем у гибридов, конечный результат зависит от работы пчел и естественных опылителей.
«Как только появляется луговой мотылек, мы травим его химией, – объясняет Андрей Кожанов. – Пчел с поля предварительно убираем, но как убрать земляную осу и прочих местных жителей? Они погибают, опылять некому. Это еще один из факторов снижения урожайности сортов».
Кондитерский подсолнечник требует затрат на трехступенчатую очистку, фасовку в мешки и ручную погрузку в автомобили.
Есть и другие недостатки. Например, не весь урожай идет на производство жареного подсолнечника, оставшиеся мелкие зерна продают на масло, а масличность у сортов меньше, чем у гибридов, поэтому переработчики снижают их цену.
А еще директор КХ «Партнёр» отмечает проблему реализации кондитерского семечка. Прошлогодний урожай с трудом удалось продать только этим летом по 50 тыс. руб. за тонну. Поэтому весной хозяйство посеяло сортов меньше, отдав приоритет масличным гибридам, которые более урожайны, лучше самоопыляются, легче в уборке.
Сбыт
Пока Андрей Кожанов не продает урожай этого года. Экономическая обстановка в хозяйстве позволяет дождаться максимальной цены на семечко. Она продолжает рост на фоне небольшого предложения. Руководитель сельхозпредприятия считает хорошим признаком, когда у крестьян наконец появилась возможность не продавать урожай сразу из-под комбайна.
Сергей Бенслер говорит, что со сбытом подсолнечника проблем нет. Он не припомнит такого. Обычно переработчики диктовали свои условия, крестьяне находились на положении ягненка, сейчас появилась возможность договариваться.
«Понятно, что финансово независимому сельхозпредприятию трудно навязывать свои правила игры, поэтому старались держать крестьян полуголодными, чтобы они были зависимыми и не открывали рот, – объясняет гендиректор «Колоса». – Но сильно нам не дают разгуляться. Вчера хотел купить удобрения по одной цене, а сегодня кинулся – они подорожали; хотел оплатить технику – доллар прыгнул».
Кто больше заработал
Теперь давайте выясним, кто больше всех выиграл от подорожания растительного масла. Во всяком случае, не аграрии, считают наши эксперты, предполагая, что конечную цену формирует ретейл, ему и достаются основные барыши.
«Были годы, когда стоимость семечка доходила до 34 тыс. руб., при этом масло продавали в магазинах по 50 рублей, – вспоминает Сергей Бенслер. – Сегодня такой цены еще нет. Неделю назад наше хозяйство продало продовольственный подсолнечник по 29 тыс. руб. Почему масло в магазинах по 100 рублей, надо спросить у переработчиков и сетевых магазинов».
На обвинения крестьян в росте цен на подсолнечник Андрей Кожанов отвечает, что сельхозпроизводители не являются монополистами и не занимаются ценовыми сговорами, хоть ФАС и прокуратура периодически пишут им письма о недопущении нарушения антимонопольного законодательства.
Считается, что рентабельность подсолнечника очень высокая, но крестьяне не могут назвать точную цифру, потому что не знают, как определить затраты, которые идут только на эту культуру. Или не хотят этого делать.
Даже если выяснится, что семечко – это самая прибыльная культура, то все поля засеять ею нельзя. «Нужен севооборот. Поэтому я бы не упрощал расчет. Тут не арифметика Магницкого, тут ближе к высшей математике», – рассуждает директор КХ «Партнёр».
Сергей Бенслер предлагает заинтересованным органам сравнить норму прибыли при производстве подсолнечника, растительного масла и его продаже в магазинах.
«Почему не делается анализ рентабельности, кто сколько заработал? – задает вопрос аграрий. – Крестьянину в лучшем случае достается треть. Надо начинать анализ с сетей, спускаясь вниз по товаропроизводящей цепочке. А страдает, конечно, население, обвиняя в этом власть».
По словам Сергея Бенслера, каждый данный крестьянам бюджетный рубль проверяется по три раза, но не проверяют других. «Может, потому, что у агрария нет юридической службы, поэтому всегда можно найти нарушения? – предполагает он. – Вот и остается все меньше легально работающих сельхозпроизводителей.
Если крестьяне так много зарабатывают, то почему из сел молодежь бежит, несмотря на зарплаты? Каждый старается своего ребенка в город отправить. Почему городские сюда не едут, если так хорошо иметь домик в деревне, коровку? Почему некоторые переработчики приобрели сельхозпредприятия, а потом стали от них отказываться? Потому что вложения в сельское хозяйство окупаются долго, а могут и вообще не принести прибыли. А господдержка не покрывает диспаритет цен между промышленной и сельскохозяйственной продукцией.