«Ъ»: бизнес просит вывести органическую продукцию из «серой зоны»
С поставками органической продукции в РФ сложилась критическая ситуация. После вступления в силу в январе отраслевого закона импорт на этом рынке оказался в «серой зоне», а выездные инспекции предприятий для сертификации по стандартам РФ до сих пор невозможны из-за пандемии. Участники рынка попросили вмешаться вице-премьера Викторию Абрамченко. Кризис грозит исчезновением с полок продукции более чем на €100 млн и может оставить российских производителей без органического сырья.
Об «угрожающей ситуации» с импортом органической продукции и сырья в Россию вице-премьера Викторию Абрамченко предупредили исполнительный директор «Русбренда» Алексей Поповичев, исполнительный директор Национального органического союза Олег Мироненко и гендиректор Союза участников потребительского рынка Ольга Баранникова. Копия обращения есть у “Ъ”.
Риски возникли после вступления 1 января в силу закона «Об органической продукции». Документ регулирует порядок включения производителей в реестр, правила нанесения знака органической продукции и пр. Но, как отмечается в обращении, до февраля-марта эти механизмы фактически не работали и процесс тормозился из-за нехватки специалистов. Сегодня, отмечается в письме, в России для сертификации органики аккредитовано только четыре учреждения, где работает менее десяти аттестованных экспертов. Пандемия усугубила ситуацию, сделав невозможным выездные проверки иностранных поставщиков.
В частности, чтобы войти в реестр, необходимы сведения, характерные только для компаний из РФ. А отсутствие процедуры сертификации импортного органического сырья осложняет бизнес российских производителей. По данным источника “Ъ” на рынке, вопрос может быть особенно актуален для одного из крупнейших игроков на рынке детского питания «Прогресс» (бренд «Фрутоняня») и работающего в РФ немецкого Hipp. В компаниях комментарии не предоставили.
По оценкам Национального органического союза, в январе—июле в РФ было продано органической продукции на €190 млн, из которых 75–80% пришлось на импорт. В текущих условиях эта продукция фактически находится в «серой зоне», что грозит финансовыми рисками участникам рынка, следует из обращения союзов.
Как отмечает Олег Мироненко, из-за пандемии COVID-19 регулирующие органы пока просто не обращают внимания на иностранную органику на полках. Но первый штраф к любой сети вызовет цепную реакцию и приведет к исчезновению импорта, заместить который российские производители не смогут, добавляет он. Более того, продолжает господин Мироненко, из-за резкого сокращения ассортимента сети могут отказаться и от закупки российской органики.
В «Перекрестке» (входит в X5 Retail Group) и «Азбуке вкуса» изменений в поставках импортной органической продукции не зафиксировали. Дистрибуторы сети Globus сообщали о сложностях из-за ограничений, связанных с пандемией, но крупных перебоев с поставками импортной органической продукции там не наблюдают. В Auchan, Metro, «Магните» и «Ленте» на вопросы не ответили.
Для снижения рисков авторы обращения просят Викторию Абрамченко включить ввоз и оборот импортной органической продукции в акты правительства РФ, которые устанавливают разрешенные виды деятельности на время ограничений из-за пандемии COVID-19. Кроме того, бизнес просит организовать межведомственное обсуждение вопроса для решения проблемы. По словам господина Поповичева, выходом может стать двухлетний переходный период, который позволит всем участникам рынка пройти сертификацию. Проблему могло бы решить взаимное признание российского и европейского законодательства, касающегося органической продукции, добавляют в Ассоциации компаний розничной торговли. Представитель вице-премьера Марта Галичева сообщила, что обращение союзов будет рассмотрено при поступлении.