Участники агрорынка РФ подготовили меморандум против "перегрузов" при перевозках зерна и масличных
Участники аграрного рынка РФ подготовили меморандум о противодействии нарушению весогабаритных норм при грузовых автомобильных перевозках зерновых и масличных.
Проблема так называемых перегрузов обсуждалась еще в прошлом году: преднамеренное значительное превышение допустимой массы транспортного средства позволяет недобросовестным игрокам сэкономить на логистике.
Меморандум подготовила Ассоциация добросовестных участников рынка АПК (в нее входят "Астон", "Гленкор Агро МЗК", ГК "Трио", "Каргилл", ТД "РИФ", ОЗК, "Русагро", "Черкизово", "ЭФКО" и другие компании).
"Перегруз" является особо значимым фактором, тормозящим экономическое развитие рынка перевозок сельхозсырья", - говорится в документе (его копия есть у "Интерфакса"). При формировании цены за услугу перевозки нарушаются правила честной конкуренции: недобросовестные перевозчики приобретают незаконное конкурентное преимущество по стоимости перевозки; недобросовестные покупатели сельхозсырья (зерна и масличных) - незаконную экономию в цене товара.
Планируется, что меморандум вступит в силу с 15 сентября. Те, кто подпишет его, обязуются не нарушать правила движения тяжеловесных транспортных средств и предоставлять достоверные сведения о фактической массе груза.
В частности, грузоотправители при погрузке зерновых и масличных не должны допускать превышения допустимой массы транспортного средства и нагрузки на его ось транспортного средства. Перевозчики и экспедиторы должны принимать к перевозке грузы в пределах допустимой массы транспортного средства и формировать цены с учетом установленных законом обязательных платежей (в том числе налогов, взносов), сборов, а также весогабаритных норм и ограничений.
Зерновые терминалы (порты, элеваторы) заявляют об отказе в приемке к разгрузке грузового автотранспорта с превышением допустимой массы на величину более 2%, говорится в проекте меморандума. Они также должны гарантировать оперативное и полное предоставление по запросу органов государственного контроля товарно-транспортных (транспортных) документов на грузы, поступившие на зерновые терминалы после даты, предусмотренной в меморандуме.
Заказчики перевозки обязуются не привлекать перевозчиков, предлагающих привлекательные цены на свои услуги за счет заведомого превышения нормы допустимой массы транспортного средства.
Меморандум участников рынка сельскохозяйственной продукции о противодействии "перегрузам" поддержали крупнейшие экспортеры и морские терминалы в рамках совещания, которое Ассоциация добросовестных участников рынка АПК провела 21 июля, сообщила "Интерфаксу" исполнительный директор ассоциации Екатерина Роганова.
30 июля в Минтрансе пройдет открытое совещание с участием экспортеров, глубоководных и мелководных морских экспортных терминалов, крупнейших элеваторных групп, речных терминалов, а также представителей Генпрокуратуры РФ, Федеральной налоговой службы, Ространснадзора и Минсельхоза. На совещании будет разъяснен порядок межведомственных контрольных мероприятий и предложено присоединение к меморандуму.
С 1 июля 2019 года на рынке АПК РФ действует разработанная ассоциацией Хартия участников рынка перевозок грузовым автотранспортом - совместная политика по противодействию незаконным действиям на рынке транспортных услуг, напомнила Роганова.
"Однако практика применения добросовестными участниками рынка рекомендованных ассоциацией форм хозяйствования и правовых конструкций показывает, что "налоговое обеление" без эффективного решения проблемы "перегруза" ставит добросовестных участников рынка (как покупателей, так и перевозчиков) в неконкурентные условия. Таким образом, именно "перегруз" является особо значимым фактором, тормозящим экономическое развитие рынка перевозок сельхозсырья", - отметила она.
Решение проблемы точечным привлечением к административной ответственности виновных, выявленных "на дороге", на ситуацию в целом не влияет. Необходимы другие меры, обеспечивающие максимальный охват всех заинтересованных участников оборота зерна и масличных. Со стороны участников рынка, в том числе крупнейших покупателей (экспортеров) и зерновых терминалов, - это добровольное принятие правил саморегулирования в вопросах соблюдения весогабаритной дисциплины, заявила Роганова. Среди таких правил - отказ зерновых терминалов в приемке с 15 сентября к разгрузке автотранспортных средств с "перегрузом" с уведомлением об этом всех своих клиентов.
Для контроля эффективности нового механизма и повышения самодисциплины участников рынка ФНС проведет истребование и анализ реестров товарно-транспортных документов на грузы, поступившие на зерновые терминалы после 15 сентября, для дальнейшей передачи и отработке по плану мероприятий, согласованному Генпрокуратурой, Минтрансом, ФНС и Ространснадзором в рамках совместного протокола о межведомственном взаимодействии по недопущению движения автотранспорта с зерном с перегрузом.
Согласно действующему в России законодательству, максимально допустимая норма веса автомобиля вместе с грузом не должна превышать 44 тонн, в случае с автомобилями-зерновозами это означает, что при максимальном количестве осей автопоезда и облегченном кузове вес перевозимого зерна не должен превышать 27-28 тонн, а обычный грузовик с прицепом может перевозить не более 24-25 тонн, отметил руководитель аналитического центра АО "Русагротранс" Игорь Павенский. "Тем не менее, на практике зерно преимущественно перевозится с существенным перегрузом - от 40 до 55 и более тонн - с целью удешевления затрат на услугу транспортировки", - заявил он.
В зерновой сезон в направлении портов Азово-Черноморского бассейна перевозится около 25 млн тонн зерна автомобильным транспортом. В перевозках на постоянной основе задействовано несколько тысяч автомобилей, и большая часть автомобилей с перегрузом едет, в первую очередь, в направлении малых портов Азовского моря и дальнейшей рейдовой перевалки в порту Кавказ, где доля автоперевозок составляет около 95%. Значительные объемы зерна уходят автотранспортом с перегрузом в направлении стран Закавказья. По словам эксперта, зерно перевозится в обход федеральных трасс во избежание оплаты в системе "Платон", "что наносит значительный урон дорожной инфраструктуре, которая и так находится далеко не в идеальном состоянии". Ресурс грузовиков достаточно быстро исчерпывается, что увеличивает аварийность на дорогах.
Кроме того, зачастую расчеты за перевозку и само зерно производятся в наличной форме, что приводит к снижению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. А из-за того, что по одним и тем же сертификатам (фитосанитарным, качества и соответствия), оформленным на конкретный автомобиль-зерновоз, перевозится больший объем несколькими рейсами, возникают риски доставки на терминалы продукции ненадлежащего качества, зараженного сорняками, поврежденного вредителями и др., считает Павенский.
"При этом увеличение расходов на перевозку автотранспортом по причине перевозки меньшего количества зерна одним автомобилем не приведет к снижению конкурентоспособности российского зерна на мировом рынке, так как увеличение составит не более 1-2% от цены FOB в порту", - заявил эксперт.
Таким образом, соблюдение всеми участниками перевозочного процесса - от грузоотправителей до перевозчиков, терминалов и экспортеров - обязательств по недопущению работы с "перегрузом" в рамках меморандума позволит вывести рынок автоперевозок из серой зоны, обеспечить добросовестную конкуренцию, повысит имидж российского зерна с точки зрения качества и снизит риски получения нотификаций со стороны основных стран-импортеров, заявил Павенский.