Шротные командиры. Переработчики сои просят ввозных пошлин
Решение правительства облегчить импорт соевого шрота — важной части кормов для производителей мяса — вызвало недовольство российских переработчиков сои. Они считают, что это может привести к падению цен и остановит инвестиции в отрасль. Участники рынка просят установить ввозную пошлину на соевый шрот в размере 20%. Производители мяса, в свою очередь, жалуются на отсутствие конкуренции среди производителей шрота, что позволяет им диктовать цены.
Об угрозах для переработчиков сои исполнительный директор Масложирового союза Михаил Мальцев сообщил премьеру Михаилу Мишустину. Копия обращения есть у “Ъ”. Как поясняет господин Мальцев, в последние годы для ввоза соевого шрота в РФ требовалось получать государственную регистрацию: пройти процедуру было непросто, что сдерживало импорт продукции. Это оказало положительный эффект, отмечает он. По оценкам Масложирового союза, валовой сбор сои с 2001 года вырос более чем в 13 раз, до 4,65 млн тонн, а производство масла и шрота увеличилось в 20 раз, до 720 тыс. тонн и 2,94 млн тонн соответственно. При этом, указывает Михаил Мальцев, основными бенефициарами были сельхозпроизводители, рентабельность которых доходила до 100%, тогда как у переработчиков показатель находится на уровне 10%.
Облегчение импорта разбалансирует сложившийся рынок, приведет к остановке инвестиционных проектов и утрате экспортного потенциала, пишет господин Мальцев. В частности, отмечается в обращении, стоимость шрота на рынке РФ упадет примерно на 20%, что вынудит переработчиков снизить закупочные цены на 25%. Это приведет к резкому росту экспорта сои и снижению объемов переработки. Автоматически подешевеет и шрот из подсолнечника и рапса, что грозит «катастрофичными последствиями» всей отрасли, говорится в письме. Масложировой союз просит господина Мишустина «в экстренном порядке» ввести защитную ввозную пошлину на соевый шрот в размере 20%. В правительстве детали служебной переписки не комментируют.
Крупнейший переработчик сои в РФ — калининградская ГК «Содружество» Александра и Натальи Луценко. Forbes оценивает оборот группы в 180,6 млрд руб. Директор УК «Содружество» Александр Шендерюк-Жидков указывает, что снятие ограничений поставит российских производителей шрота в неравные условия с импортерами. По его данным, в Аргентине (крупнейший мировой переработчик сои) соевый шрот сегодня стоит около $316 за тонну (FOB), что с учетом стоимости доставки существенно ниже котировок в ЕС ($365) и в центре РФ (33 тыс. руб., или $443 по курсу ЦБ на понедельник). Гендиректор группы «Русагро» Максим Басов добавляет, что открытие рынка должно сопровождаться отсутствием ограничений на экспорт сои и возможностью использовать семена с ГМО: «Иначе мы становимся неконкурентоспособными и, вероятно, производство сои будем сильно сокращать».
При этом в США котировки находятся на уровне $320 (23,8 тыс. руб.) за тонну, в Китае — $380 (28,3 тыс. руб.), указывают там: «Введение импортной пошлины снова приведет к снижению конкуренции по данному сырью, что мы наблюдали последние годы». Заместитель гендиректора группы «Продо» Генрих Арутюнов говорит, что сегодня большую часть этого сырья поставляют всего две компании, а рынку нужны конкурентная цена и возможность выбора поставщиков. По словам собеседника “Ъ” на рынке, расходы на корма занимают 70% в себестоимости мяса, а отсутствие импортного шрота позволяет российским поставщикам свободно повышать цены, что грозит подорожанием мяса. Текущая стоимость соевого шрота также снижает конкурентоспособность российского мяса на мировых рынках, добавляют в «Черкизово».
Михаил Мальцев признает, что производителям шрота пришлось поднять цены исходя из роста стоимости масличных и девальвации рубля. Но, по его словам, в условиях общего кризиса поддерживать производителей мяса за счет переработчиков сои вряд ли правильно. Кроме того, шрот не может стоить дороже той цены, которую готовы платить птицеводы, указывает господин Мальцев. В Минсельхозе заявили “Ъ”, что не планируют вводить импортную пошлину на соевый шрот, но рассматривают возможность пересмотра условий ввоза шрота и соевых бобов при достижении самообеспеченности соей.