Хлебопеки составили рецепт господдержки - Они хотят субсидий для себя
Производители продуктов питания, ссылаясь на вызванный пандемией коронавируса и девальвацией рубля кризис, продолжают просить поддержку у государства. Так, хлебопеки предлагают субсидировать им рост цен на муку: это стало причиной увеличения себестоимости производства, из-за чего профильные предприятия, по их словам, уже оказались на грани банкротства. Производители мяса, овощей и ягод, тоже столкнувшиеся с экономическими трудностями, предлагают другой вариант — компенсировать малоимущим гражданам затраты на покупку продуктов питания, что поддержит спрос, и минимизировать затраты на доставку товаров до конечных потребителей.
Национальный союз хлебопечения (НСХ; объединяет 20 компаний в 24 регионах страны) предложил главе Минсельхоза Дмитрию Патрушеву рассмотреть вопрос о поддержке профильных производителей по такому механизму: как только оптовые цены на муку превысят 20 руб. за 1 кг с учетом НДС, хлебопеки могут получить субсидии из расчета 0,78 руб. за 1 кг готовой продукции. Это предложение в списке других мер (включая налоговые каникулы и отсрочку платежей по коммунальным услугам) союз описал в письме министру, с которым ознакомился “Ъ”.
НСХ сообщает, что пандемия COVID-19 привела к снижению спроса, этот фактор вкупе с девальвацией рубля подвел отрасль к грани банкротства. Так, рост цены на муку и упаковку сделали производство убыточным, утверждают в НСХ. Там не предоставили дополнительные данные о количестве предприятий, оказавшихся в сложной ситуации. В пресс-службе Минсельхоза в воскресенье не смогли оперативно ответить на запрос “Ъ”.
В Российском союзе пекарей (объединяет производителей более 50% всего хлеба и хлебобулочных изделий в стране) заявили “Ъ”, что выступают за любую поддержку отрасли. Там уточнили, что мука составляет до 40% себестоимости хлебобулочных изделий. По данным компании «Совэкон», по итогам прошлой недели биржевая цена муки высшего сорта составила 20,07 тыс. руб. за тонну, то есть 20,07 руб. за 1 кг.
Директор «Совэкона» Андрей Сизов сомневается, что предложение НСХ примут, так как названные меры регулирования негативны для бизнеса. Прежде всего, продолжает он, отрицательный эффект могут вызвать ограничения экспорта пшеницы — о такой мере НСХ также написал Дмитрию Патрушеву. По данным Минсельхоза на 12 апреля, из квоты в 7 млн тонн пшеницы экспортеры выбрали только 1,5 млн тонн.
Цены на сырье выросли и в других отраслях. К примеру, по данным главы Национальной мясной ассоциации (НМА) Сергея Юшина, подорожали компоненты и сырье для кормов птиц. Так, по его словам, стоимость соевого шрота выросла на 20–30%, а инкубационного яйца — на 30–50%. В НМА прогнозируют рост себестоимости мяса птицы в среднем на 15%. В свиноводстве цены выросли не только на зерновые, но и на аминокислоты и витамины (причем последние две позиции подорожали от 50% до 200%). В связи с этим, по прогнозам, себестоимость производства свинины вырастет до 15%.
Сергей Юшин вспоминает, что аналогичная ситуация в отрасли складывалась в 2010 году. Тогда Минсельхоз частично компенсировал производителям рост цен на корма из расчета 3–5 руб. на 1 кг в живом весе, это помогло поддержать отрасль и не допустить остановки работы многих предприятий. Но, продолжает господин Юшин, сейчас самое время вернуться к целевой поддержке социально незащищенных слоев населения, в том числе путем выплат на поддержание минимального уровня питания. По его мнению, правительство могло бы предоставлять гражданам, оказавшимся в тяжелой ситуации, средства на покупку продуктов первой необходимости, в том числе хлеба и мяса. Это поддержало бы и производство, и население. С ним согласна гендиректор «Ягодного союза» Ирина Козий: «В текущей ситуации продовольственные субсидии покупателям — логичный шаг».
Господдержка требуется и производителям тепличных овощей. По словам гендиректора ТД «Мое лето» Вагифа Бикулова, компаниям могли бы субсидировать затраты на электроэнергию. Кроме того, считает он, необходимо зафиксировать объемы поставок розничным сетям и цены на год вперед — это позволит контролировать маржинальность в цепочке поставок, что позволит снизить стоимость овощей для покупателей.