Зерновой фрахт: Азовский рынок с большой вероятностью ожидает обвал
В Азовском регионе на 14-й неделе ставки сохранили динамику роста. Многие эксперты сходятся во мнении, что увеличение фрахта происходило по инерции предыдущих недель, при этом на зерновой рынок сильное давление оказывает ряд факторов. Во-первых, это пусть и шаткое, но укрепление рубля на фоне подросших цен на нефть. Во-вторых, резкий скачок цен на пшеницу, прибавившей за последнюю неделю около 10$, что одновременно наложилось на проблемы с организацией логистики в странах-экспортерах. Наконец, в-третьих, Правительство России ограничило экспорт зерновых, введя квоту на вывоз пшеницы до конца июня текущего года, а с 10 апреля дополнительно запретило экспорт подсолнечника, риса, соевых бобов и ряда других культур. Логика подсказывает, что в ближайшее время фрахтовый рынок с большой вероятностью ожидает обвал. В предчувствие этого многие Судовладельцы готовы работать свой флот на дальние даты.
Обычно выполнение рейса в направлении Италии или Испании для части Судовладельцев это возможность заработать на более высокой ставке. Однако ситуация в регионах Получателей на сегодняшний день такова, что не позволяет платить им выше рынка. Так, если Судовладельцы, готовые выполнить рейс на Италию, озвучивают ставку на базисе Ростов – Адриатика свыше 40$ за тонну, то Фрахтователи готовы платить лишь немногим больше 30$.
Многие Экспортеры, заключившие контракты на подсолнечник, столкнулись с проблемами при выдаче фитосанитарных сертификатов. О том, что карантинные службы получили негласное распоряжение от Минсельхоза на ограничение экспорта ряда культур, включая подсолнечник, слухи ходили еще несколько недель назад. Однако при этом на продукцию, уже прошедшую карантинные испытания, данные ограничения повлиять не могли, так как при наличии карантинного сертификата надзорные органы обязаны выдать требующийся для экспорта фитосанитарный сертификат. Тем не менее, на 14-й неделе Россельхознадзор отказался выдавать необходимые документы до последующих разъяснений от Минсельхоза. В итоге 31 марта на заседании Коллегии ЕЭК в целях поддержания внутреннего рынка, было принято решение о запрете экспорта подсолнечника в период с 10 апреля по 30 июня текущего года. С одной стороны, это привело к резкому спросу на семечку с отгрузкой до 10-го числа. Однако в условиях отсутствия спотового тоннажа и фитосантирных сертифкатов, которые перестали выдаваться еще неделю назад, принятая мера фактически мгновенно остановила экспорт.
В расстановку флота на 14-15 неделях активно вмешивается погода. Сильные ветра в Черном море тормозят продвижение теплоходов, из-за чего образуется скопление тоннажа в районе Босфора и у Керченского пролива. При снижении уровня ставок в ближайшее время рынок может ждать большое количество канцеллингов и, как следствие, рост открытого спотового тоннажа. Несмотря на то, что навигация на реке в текущем году из-за благоприятных погодных условий открылась неделей раньше, отправок из речных портов в направлении Черного и Средиземного морей мало. Низкий уровень воды в Дону ограничил осадку теплоходов при проходе Кочетовского шлюза 2,9 метрами. Значительных улучшений на апрель не предвидится, в результате зерно поедет по ВВП до Ростова или Азова, а оттуда с перевалкой уже на Черное море.
Ставки в Каспийском регионе в целом повторили историю Азовского бассейна. В последние несколько недель они росли из-за повышенного спроса на флот, что было обусловлено грядущими ограничениями на экспорт соевых бобов. Последние, наряду с кукурузой и ячменем, вошли в тройку наиболее востребованных в Иране экспортных позиций из России. Введение запрета на вывоз из стран ЕАЭС отдельных видов продовольственных товаров, в число которых вошли и кукуруза, и ячмень, и соя, негативно сказалось на рынке фрахта. Некоторые Судовладельцы уже начали жаловаться на канцеллинги контрактов, а недостаточное предложение грузов тянет рынок вниз.