«Работа с экспортерами координируется в режиме «одного окна»
— Указ президента от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» сменил вектор развития агропрома России с импортозамещения на экспорт. Была поставлена задача нарастить объем экспорта продукции агропромышленного комплекса до $45 млрд в год. Что изменилось с тех пор?
— Прошло чуть больше года с того момента, как агропромышленный комплекс страны взял курс на удвоение объемов экспорта, и мы видим, как аграрный бизнес начал перестраиваться и перешел от осознания целевых показателей к их реализации. Даже те, кто пока не осуществляет экспортных поставок, рассматривают для себя такую возможность.
Изменились и наши подходы в работе. За год мы выстроили вертикаль обслуживания внешнеэкономической деятельности. Был создан соответствующий Центр компетенций. Сейчас работа с экспортерами координируется в режиме «одного окна». Мы охотно делимся с клиентами экспертизой: вся подготовительная работа по сделкам ВЭД для наших клиентов проводится бесплатно.
Кредитная политика РСХБ также выстраивается в соответствии с государственной задачей. Чтобы достичь целей, поставленных президентом в рамках майских указов, нужно повысить эффективность отрасли. Россельхозбанк, как опорный кредитный институт для аграриев, осознает свою ответственность. Банк мобилизует экспертизу, просчитывает финансовый эффект проекта и его отдачу агросектору. Мы уже финансируем проекты, где бизнес готов наращивать объемы экспорта. Например, Россельхозбанк подписал соглашение с российским лидером по производству подсолнечного масла в стране — компанией «Юг Руси». РСХБ расширил объем финансовой поддержки предприятия для дозагрузки перерабатывающих мощностей. Дополнительный объем продукции компания поставит на внешние рынки. Поддержка банка позволит компании до июля 2020 года увеличить объем экспорта более чем на $200 млн. В планах на следующий сезон — нарастить его до $1 млрд.
Перед тем как принять такое решение, мы детально разобрали и проанализировали весь производственный цикл компании, чтобы производителю было комфортно выполнять взятые на себя обязательства. Приоритетом для нас является финансовый комфорт клиента. Поэтому все сделки тщательно прорабатываются так, чтобы долговая нагрузка позволяла предприятию эффективно работать. Коробочные решения здесь невозможны.
— Какие перспективы открываются у экспортеров АПК в Дальневосточном федеральном округе (ДФО)?
— В целом агропромышленный комплекс Дальнего Востока обладает наибольшим потенциалом развития АПК среди всех макрорегионов России, в силу транспортно-географического положения здесь сохраняется потенциал расширения внутреннего потребления и есть значительные перспективы увеличения объемов экспорта.
Дополнительно инвестиционная привлекательность Дальнего Востока обусловлена рядом факторов, таких как огромное богатство природных ресурсов и беспрецедентная государственная поддержка. Среди мер этой поддержки — 18 территорий опережающего развития (ТОР), «дальневосточный гектар», дополнительные льготы по налогам и сборам для приоритетных региональных проектов. И это не говоря уже об общероссийских инструментах поддержки инвесторов — льготном кредитовании, компенсации транспортных расходов экспортерам и т.д.
— Какие проекты, по вашему мнению, появятся на Дальнем Востоке в рамках развития экспортного потенциала?
— Самые разные. В настоящее время основными экспортными товарами для Дальнего Востока являются масличные культуры, прежде всего соя, а также рыба и морепродукты. Эти две категории формируют 93% объема экспорта ДФО в стоимостном выражении. Иными словами, текущая специализация дальневосточного агроэкспорта имеет ярко выраженный сырьевой характер.
Нарастить экспорт сельхозсырья и продовольствия предполагается практически на 60%, до $6 млрд. Это будет сделано как за счет увеличения количества поставок в рамках уже традиционных для Дальнего Востока направлений, так и новых продуктовых категорий. Помимо того, что уже экспортируется, целесообразно развивать экспорт молочной продукции, в первую очередь молокосырья. Мы оцениваем объем молока, который может экспортировать Россия, в 1 млн т и полагаем, что около 400 тыс. т целесообразно было бы производить на территории ДФО. Ситуация с АЧС в Китае, даже при условии имеющихся в стране производственных мощностей, предполагает возможность экспорта мяса. Крайне перспективно развитие глубокой переработки сои: соевые изоляты и концентраты, обезжиренная соевая мука, текстурированные соевые белки. Выпуск концентратов в мире увеличивается на 10–15% в год. Продукция пользуется высоким спросом и на мировом рынке, и внутри страны. В рамках ВЭФ Россельхозбанк и АО «Легендагро Холдинг» подписали соглашение о сотрудничестве для создания вертикально интегрированного агрохолдинга. Масштабный проект предусматривает глубокую переработку сои и транспортно-логистический комплекс, через который продукция будет экспортироваться в страны АТР. Из числа высокомаржинальных продуктов питания с большим потенциалом можно привести в пример мороженое. Только на Китай приходится около 40% мирового потребления мороженого. Основные поставщики в мире — это Европа и США, но долгая транспортировка увеличивает цену продукта. В этом отличный шанс для российских производителей в смежных с КНР регионах, том же Приморском крае. Экспорт российского мороженого к 2024 году может вырасти более чем вдвое и составить $100–120 млн.
Еще одна высокомаржинальная отрасль — дикорастущее растительное и животное сырье и продукция его переработки: лекарственные растения, ягоды, грибы, орехи, рога оленей. Запасы дикорастущего сырья в РФ оцениваются в 8,5 млн т в год, но пока используются не более чем на 5%. Экспорт дикоросов составляет $100 млн в год, более 80% приходится на Юго-Восточную Азию. К 2024 году он может вырасти в десять раз. Наибольшим потенциалом в России в этой отрасли обладает Якутия.
— Имеет смысл создать в ДФО агрохолдинг по дикоросам?
— Необязательно, это может быть и малый бизнес. Сбор дикоросов, кроме роста экспортного дохода, создает потребность в ручном труде, обеспечивает занятость сельского населения, в том числе коренных малочисленных народов. В этом направлении без участия малого бизнеса увеличивать экспорт вообще невозможно. Наши фермеры обязательно займут свое место на международном рынке, для этого будет очень полезен агрегатор. С сегментом малого бизнеса на селе РСХБ, без преувеличения, умеет работать лучше всех. Доля банка в кредитовании малого бизнеса в АПК составляет порядка 70%.
При этом мы применяем не только финансовые инструменты поддержки фермеров, но и помогаем с продвижением их продуктов. Банк третий год подряд проводит в российских городах фестиваль «Своё», на котором потребитель знакомится с продукцией наших предпринимателей. Это служит хорошим трамплином для выхода на рынок.
Источник: plus.rbc.ru