Опрос: как влияет на бизнес вывозная пошлина на пшеницу
Правительство продлило действие нулевой ставки вывозной таможенной пошлины до 1 июля 2021 года. Постановление опубликовано на сайте кабмина, в пояснении к нему говорится, что это решение будет способствовать экспорту продукции АПК. Пошлина была введена с февраля 2015-го для стабилизации ситуации на зерновом рынке после девальвации рубля. Ее размер составлял 15% плюс 7,5 евро, но не менее 35 евро за тонну. С 15 мая эта схема была отменена, однако с 1 июля начала действовать новая формула — 50% от таможенной стоимости минус 5,5 тыс. руб., но не менее 50 руб. за тонну. В октябре 2015-го ставка вновь была пересмотрена — 50% минус 6,5 тыс. руб., но не менее 10 руб. за тонну. С 23 сентября 2016 года пошлина была обнулена до 1 июля 2018-го. В прошлом году действие нулевой ставки продлили на год. «Агроинвестор» спросил у экспертов и участников рынка, как пошлина — пусть даже нулевая — влияет на бизнес.
Андрей Сизов, директор аналитического центра «СовЭкон»:
- Вывозная пошлина на пшеницу — это дамоклов меч для производителей и экспортеров и постоянный риск введения ограничений на экспорт. Сейчас, будучи нулевой, никакой нагрузки на бизнес она не дает, но при желании правительство может ее оперативно повысить. Наличие этой пошлины делает рынок непредсказуемым.
Бизнесу в принципе нельзя было допускать появления пошлины, но сейчас, когда она уже введена, необходимо бороться за ее отмену, тем более, что президентом поставлена задача по значительному увеличению агарного экспорта, и возможность введения в любой момент дополнительной финансовой нагрузки на производителей и экспортеров может негативно сказаться на объемах поставок на внешние рынки.
Александр Корбут, вице-президент Российского зернового союза:
- Один из экспортеров 1 июля столкнулся с тем, что постановление правительства хотя и вступило в силу, но не было опубликовано и доведено до таможни, и ему насчитали пошлину, так как до них документ еще не дошел. Таким образом, вопрос еще и в том, как сработает таможня, поскольку по закону постановления по таможенным делам вступают в силу только через 10 дней после их публикации в «Российской газете».
Действительно, по факту наши экспортеры не платят пошлину на пшеницу два года, но хотя она и нулевая, сохраняется определенная формула расчета: чем дороже зерно, тем выше пошлина. Стоимость зерна напрямую связана с его качеством. В итоге для производителей и экспортеров встает вопрос — стоит ли вообще повышать качество производимого и отгружаемого зерна, ведь в любой момент правительство может ввести пошлину, и тогда поставщики качественной и более дорогой пшеницы, которую, кстати, на рынке продать сложнее, окажутся в убытке.
У производителей есть инвестиционный план на годы вперед, в который заложена стоимость полевых работ, техники, СЗР, ГСМ, и наличие неопределенности с возможным введением пошлины создает неблагоприятный инвестиционный фон, при котором работать над повышением качества зерна становится неэффективно. Вообще любые ограничения агроэкспорта контрпродуктивны для сельского хозяйства, они лишают аграриев выбора каналов сбыта и занижают закупочные цены.
Максим Жалнин, гендиректор агрофирмы «Октябрьская» (Тамбовская область):
- Наличие или отсутствие пошлины — вопрос технический. И в том, и в другом случае повысить или ввести ее можно очень быстро. Поэтому на сегодня нулевая пошлина — это хорошо. В нашей стране предприятия планируют свою работу минимум на год вперед, и если регулирующее ведомство на такой срок может гарантировать, что пошлина не вырастет выше нуля, то факт ее наличия не окажет никакого влияния на планы участников рынка — как трейдеров, так и аграриев.
Александр Григорьянц, коммерческий директор компании «Глобэкс Грейн»:
- Продление нулевой пошлины на пшеницу было прогнозируемо, поскольку урожай пшеницы в этом году будет существенно выше, чем в прошлом. Безусловно, отсутствие пошлины для участников рынка было бы более комфортным, чем ее наличие, пусть даже в нулевом размере. Ведь когда она есть, в любой момент она может быть повышена, а когда ее нет совсем, нужно время для ее введения, и у бизнеса будет возможность продумать и спланировать свои действия.
На планы зерновых трейдеров наличие пошлины не особенно влияет: пошлина вводится при дефиците зерна внутри страны, и компании достаточно легко могут переключиться с торговли на внешнем рынке на внутренних покупателей. Однако увеличение пошлины может негативно сказаться на участниках рынка, которые ориентированы именно на экспорт и вкладываются в экспортную инфраструктуру.