Украина. Посевная в долг: кто поможет фермерам деньгами
Украинские аграрии ежегодно занимают около 5 миллиардов гривен у небанковских структур. Почему и как это происходит
Урожай зерна в 70 миллионов тонн, который украинский АПК дает последние два года, стал отдельным предметом для национальной гордости. Но мало кто знает, что при этом урожай сеялся в долг минимум на 10%.
Детализируем: в 2018 году весенние полевые работы стоили 109,7 млрд гривен. Эта сумма включала не только собственные деньги аграриев, но и 7 млрд гривен банковских кредитов и 3 миллиарда гривен небанковских займов. В 2019 году затраты на полевые работы увеличились до 134,2 млрд гривен, сумма банковских кредитов — до 9,7 млрд гривен, небанковских займов — до 5 млрд гривен.
Пять лет назад эта проблема была еще острее, потому что тогда урожай сеялся в долг почти на 20%. То есть, из 40 миллиардов гривен, потраченных в 2014 году на весенне-полевую кампанию, аграрии заняли 7,94 млрд грн.
Если бы банки могли покрывать аграриям всю нехватку денег на полевые работы, проблемы финансирования посевной кампании в принципе не существовало бы. Но на практике банкиры жалуются, что земледельцы не умеют вести свою финансовую отчетность так, чтобы заверить заемщиков в своей платежеспособности. Так фермеры с наделом менее 500 гектаров оказались вообще отрезанными от банковского кредитования. Аграрии могли бы кредитоваться в банках под залог своих участков в обработке, и при этом не вести сложный бухгалтерский учет. Но это невозможно, пока действует «земельный мораторий», и похоже, что запуска рынка земли Украина не дождется и в 2020 году.
В свою очередь, аграрии сами не спешат брать займы в банках, боятся увязнуть в долгах. Ставка кредитов достигает 20−25%, а рентабельность агропроизводства — лишь 22,4% по итогам 2017 года, и всего 3,4% — по итогам января-сентября 2018 (актуальных данных Госстат не указывает).
Как же прокредитовать аграриев для ведения полевых работ? Дать финансовый инструмент, в рамках которого ссуда обменивается на право на будущий урожай. Так выглядят два формата финансирования — инструмент «Аграрных расписок» и форвардных закупок зерна.
«Аграрные расписки» — это фактически заем сроком на 1−5 лет, который выдают под конкретный объем будущего урожая, выращиваемого на конкретном участке пашни. Работу такого механизма обеспечивает проект Международной финансовой корпорации (т.е. IFC). Формально, проект IFC развивается успешно: за 2015−2019 годы в Украине оформили 955 аграрных расписок стоимостью 7,5 млрд гривен, из которых 90% пришлось на малые и средние агрохозяйства; случаев неуплаты долгов не было, сейчас займы под аграрные расписки в Украине выдают уже 47 учреждений.
Но развиваться «Аграрные расписки» в Украине не могут из-за законодательной неурегулированности. Например, закон «Об аграрных расписках» позволяет кредитору сбор заложенного урожая. Но земельное законодательство такое право отрицает и утверждает, что только землепользователь может собирать урожай с участка в пользовании. Если же должник переведет право аренды участка на подставное лицо, то права кредитора по аграрной расписке вообще не защищены. Эти несогласованности могли бы исправить изменения в законодательстве об аренде земли: например, законодательное разрешение владельцу урожая собирать собственноручно выращенное даже после завершения действия договора аренды, а также разрешение кредиторам взыскивать как залог будущий урожай следующего года, если требования по кредиту не были удовлетворены из текущего урожая. Но накануне парламентских выборов шансы сомнительны для любых изменений в законодательстве.
На этом фоне гораздо более надежным механизмом поддержки фермеров является механизм форвардных закупок, то есть, когда агропроизводитель договаривается с крупным зернотрейдером о покупке будущего урожая, и получает авансом определенную часть стоимости законтрактованного зерна. Интересно, что в этом сегменте одну из ведущих ролей играет государственный оператор ПАО Аграрный фонд. Например, в 2018 году «Аграрный фонд» закупил по форвардным контрактам зерна на 0,4 млрд грн, и так на долю этого государственного оператора пришлось 15% всех закупок по форвардам. Интересно, что за I квартал 2019 Аграрный фонд закупил у фермеров зерна по форвардами сразу на 1,06 млрд гривен, в то время как ближайший конкурент ОККО-Агротрейд — на 0,4 млрд грн. Агрофонд активно поддерживал форвардными закупками фермеров и в 2016 и 2017 годах, и суммы закупок достигали 716 млн гривен и 4,3 млрд гривен соответственно. Можем утверждать, что именно успех таких закупок Агрофонда привлек крупных игроков агрорынка также «влить» свое финансирование на рынок форвардных закупок урожая, от чего малые и средние агропроизводители выиграли.
Целенаправленное расширение форвардного кредитования аграриев со стороны Аграрного фонда могло бы стать лучшей формой господдержки АПК как в плане экономической эффективности, так и в плане восприятия самими участниками агрорынка. Хотя воплощение такой идеи нужно обсуждать с учетом рисков для экономики, возникших из пиковых выплат по внешним долгам нашей страны.