Зерновой фрахт: в азовском бассейне ставки движутся к 2-х летнему минимуму
Фрахтовый рынок в Азовском регионе остается низким.
По данным Россельхознадзора общее количество переваленного зерна в портах Азовского моря, в первом квартале 2019 года сократилось примерно на 36% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. В абсолютном выражении 5,33 млн т в 2019 году против 8,33 млн в 2018.
Примечательно, что ставки фрахта, согласно нашей статистике, также просели прямо пропорционально, и потеряли приблизительно 30%. Если на 15-ой неделе 2018 года на маршруте Ростов – Мармара ставки были в среднем 26$ за тонну пшеницы, то на 15-ой неделе 2019 года ставки держатся на уровне 18$.
По мнению Трейдеров, на сегодняшний день наблюдается высокий спрос на зерно на внутреннем рынке, особенно в центральном федеральном регионе, что существенно сдерживает экспортные продажи и в силу высокой цены делает отечественное зерно неконкурентоспособным на мировых рынках. Многие Экспортеры признают, что уже закрыли текущий зерновой сезон и планируют возвращаться к активности только в июле. Однако, чем ближе к новому урожаю, тем стремительней будет дешеветь зерно урожая 2018. Падающий рынок зерна будет подталкивать производителей сбывать с рук дешевеющую продукцию, что может позволить Трейдерам заключать новые сделки. Это, в свою очередь, должно позитивно сказаться на ставках фрахта, за счет появления новых объёмов на рынке.
Сейчас ставки, несмотря на открытие навигации по внутренним водным путям по Волге и Дону, стремятся к достижению 2ух годичного минимума. Многие Фрахтователи признают, что продать пшеницу на Мармару с погрузкой из Ростова с учётом ставок выше 17$ за тонну крайне проблематично, вдобавок к этому Турецкие покупатели стали чаще отказываться от закупок в связи с высокой волатильность своей национальной валюты.
На данный момент грузопоток генеральных транзитных грузов в Каспийское море и Волгу только набирает силу. Сегодня предложение тоннажа значительно превышает предложение груза, что позволяется Фрахтователям работать теплоходы по выгодным для них ставкам с возможностью брать подходящий тоннаж и на широкие даты. Судовладельцам, работающим в транзите и имеющим необходимость возвращать свой флот на Каспий, приходится подстраиваться под грузы, чтобы избежать балластных переходов.
Большинство запрашиваемых индикаций в Каспийский регион приходятся на летние даты. Это значит, что пик востребованности русскофлажных теплоходов под генеральный груз может совпасть с пиком зернового сезона, который в этом году, судя по планируемому урожаю, ожидается выше прошлогоднего. Такое обилие предложений подтолкнет Судовладельцев к еще более завышенным ожиданиям и соответственно ставкам.
В отличие от Азовского, Каспийский рынок пока удерживает позиции. Причинами этого являются высокий спрос на зерно со стороны Ирана после местных праздников, а также высокий спрос на тоннаж со стороны Фрахтователей, планирующих отправки удобрений из Туркмении в сторону Черного моря. Фрахт в Каспийском регионе привлекает все больше тоннажа из Азовского моря, что в ближайшем будущем может привести к перенасыщению и последующему снижению ставок.
Многие участники рынка с опасением относятся к новостям о включении США корпуса стражей исламской революции, фактически являющегося иранской регулярной армией, в число террористических организаций. Трейдеры напуганы дальнейшими возможными осложнениями во взаиморасчетах с Иранскими импортерами, от которых и так в последнее время все платежи проходят с большими задержками.