Счетная палата выявила нарушения в работе Минсельхоза
Действующая господдержка крестьянских и фермерских хозяйств несовершенна, признала Счетная палата. Системной оценки, насколько результативна такая поддержка, нет, получают ее не более 2% подобных хозяйств
Счетная палата проверила эффективность использования бюджетных средств, направленных с января 2016 года по ноябрь 2018-го на поддержку «малых форм хозяйствования» в рамках госпрограммы развития сельского хозяйства. Речь идет о помощи крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам, а также личным подсобным хозяйствам населения.
Такая поддержка осуществляется с 2013 года, государство предоставляет гранты начинающим фермерам, в частности, на развитие семейных животноводческих ферм, а сельскохозяйственным потребительским кооперативам дает гранты для «развития материально-технической базы».
Важное звено
По состоянию на 1 января 2017 года, как свидетельствуют результаты последней Всероссийской сельскохозяйственной переписи, в России насчитывалось почти 271 тыс. организаций, занимающихся сельскохозяйственной деятельностью. Из них свыше 210 тыс. являлись крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями. Число сельскохозяйственных потребительских кооперативов на тот момент оценивалось в 5,8 тыс.
С каждым годом, отмечает Счетная палата, число крестьянских (фермерских) хозяйств сокращается: они меняют организационно-правовую форму (перерегистрируются в ООО, переходят в личные подсобные хозяйства), становятся частью крупных агрохолдингов, просто прекращают свою деятельность. Но при этом доля ферм в общем объеме производства сельхозпродукции, наоборот, увеличивается, указывает Счетная палата. В 2013 году вклад крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей равнялся 8,9%, в 2017-м — уже 12,7%.
Основной инструмент поддержки — межбюджетные трансферты: из федерального бюджета регионам предоставляются субсидии на софинансирование их расходных обязательств, связанных с возмещением затрат и финансового обеспечения расходов сельхозпроизводителей. С 2017 года поддержка «малых форм хозяйствования» осуществляется в рамках единой субсидии: в федеральном бюджете заложены средства «на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития АПК».
Несмотря на сформированную нормативно-правовую базу, которая регламентирует цели и условия предоставления господдержки как на федеральном, так и на региональном уровне, существуют «системные недостатки», констатирует в своем отчете аудитор Счетной палаты Алексей Каульбарс. Он приходит к выводу, что в госпрограмме нет системной оценки, насколько результативны предоставляемые субсидии, а размеры грантов и подходы к направлениям их использования меняются практически ежегодно. Например, в 2018 году целевые показатели госпрограммой развития сельского хозяйства не были предусмотрены, а эффективность использования субсидий оценивалась по показателям, определенным в соглашении между Минсельхозом и регионами.
В ходе проверки были выявлены системные нарушения, связанные с несоблюдением порядка предоставления межбюджетных трансфертов и отсутствием надлежащего контроля со стороны Минсельхоза за их использованием регионами, сообщает Счетная палата. Контроль за представлением регионами отчетности о достижении показателей результативности использования субсидий осуществлялся «формально», отмечается в отчете.
С января 2016 года по ноябрь 2018-го на поддержку фермеров и других малых форм хозяйствования в целом было выделено 58,6 млрд руб., из них более 25,4 млрд руб. были предоставлены в виде грантов, следует из отчета Счетной палаты. Но как выяснилось в ходе проверки, число фермеров, получивших поддержку, оказалось незначительным. В 2016 году этими мерами воспользовались 2,1% от общего числа фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей, в 2017-м — только 1,6%.
«Учитывая, что доля произведенной ими продукции составила, например, в 2017 году 0,6% от общего объема произведенной сельхозпродукции малых форм хозяйствования, меры господдержки пока не оказали существенного влияния на их развитие», — констатировал Каульбарс. Более того, некоторые малые сельхозпроизводители, которые получали поддержку, существенно сократили объемы производства. Например, в Ставропольском крае отдельные получатели грантов на развитие семейных животноводческих ферм сократили в 2017 году объем производства продукции по сравнению с 2015-м в 2,2–9,8 раза, в Башкирии — в 1,2–5,5 раза.
Гранты — это единственная эффективная форма поддержки, которая доступна для фермеров, настаивает владелец истринской сыроварни «Русский пармезан» Олег Сирота. Он напоминает, что для получения гранта нужен минимум документов и фермеры с удовольствием пользуются этой мерой поддержки. «Русский пармезан» в виде грантов в 2016 году получил 18 млн руб., что позволило запустить коровник на 100 голов, рассказывает Сирота, подчеркивая, что банки неохотно кредитуют фермеров.
Проблема, по словам Сироты, заключается в нехватке средств: есть регионы, где один грант разыгрывается на 100 фермерских хозяйств, где-то с фермеров «требуют откаты». В «благополучном» Подмосковье ситуация другая, отмечает владелец «Русского пармезана»: около 50% подавших заявки хозяйств получают гранты, «если в первый год не получил, то получишь на следующий».
Создание условий для активного развития малого и среднего предпринимательства на селе — одно из приоритетных направлений госполитики в АПК, подчеркнули в Минсельхозе. В министерстве также добавили, что проводят планомерную работу по повышению качества контроля за доведением средств господдержки до получателей.