Как субсидирование перевозки зерна скажется на сельском хозяйстве Сибири
Субсидирование экспортных перевозок зерна железнодорожным транспортом из сибирских регионов, которое планирует возобновить в 2019 году правительство РФ, благоприятно скажется на доходах фермеров: это позволит селу компенсировать рост цен на ГСМ, запчасти и электроснабжение. При этом вырастут цены на само зерно из Сибири, сказали в беседе с ТАСС местные аграрии и власти сибирских регионов.
Льгота для экспорта
Льготный тариф на перевозку зерна железнодорожным транспортом, как указано в проекте рассматриваемого правительством документа, будет действовать с февраля по сентябрь 2019 года для Новосибирской, Омской, Кемеровской, Оренбургской, Курганской и Тюменской областей, а также Алтайского и Красноярского краев.
"Перечень регионов определен Минсельхозом России исходя из критериев наибольшего удаления от основных потребителей зерна, наличия профицита и наименьшей цене на зерно", - поясняется в документе.
Льгота будет предусматривать бесплатную перевозку сбываемого зерна по железной дороге, а затраты на перевозку РЖД будет возмещать правительство РФ. Подобные льготы уже вводились в 2017 году для тех регионов, в которых отмечался значительный рост производства зерна. Вызвано это было в том числе сложностями с транспортировкой урожая: так, в Новосибирской области, попадающей и в нынешний перечень льгот, в 2017 году было собрано более 3 млн тонн зерновых, достаточно много по меркам региона, и аграрии столкнулись с трудностями при вывозе урожая на экспорт из-за нехватки железнодорожных вагонов.
Льготный тариф показал свою эффективность и получил одобрение аграриев. Льгота спасла товаропроизводителей от высоких расходов на транспортировку, низкого спроса на зерно, произведенного в удаленном регионе, позволила экспортировать излишки, которые также негативно отражаются на стоимости зерна.
Перспективы возвращения льготы
Сибирские аграрии одобряют возвращение льгот и сейчас. Так, в Омской области в 2018 году было собрано почти 3,36 млн тонн зерновых. По словам начальника отдела переработки и товарного рынка регионального Минсельхоза Константина Цыпленкова, в 2018 году льготы на перевозки стали дополнительным стимулом для развития экспорта.
"Мы неплохо сработали по отгрузке зерна именно по железной дороге. В 2018 году железнодорожным транспортом отправили почти 19 тыс. вагонов, это почти 1,3 млн тонн зерна, что в полтора раза превышает уровень 2017 года. Был стимул закупать зерно и отправлять его на экспорт", - сказал ТАСС Цыпленков, подчеркнув, что продление меры поддержки позволит еще больше увеличить объем экспорта зерна.
По его словам, возвращение к такой практике позволит увеличить объемы экспорта зерновых. "В принципе сейчас цена на зерно приемлемая, но, если решение будет принято, это станет дополнительным стимулом к отправке зерна на экспорт и повышению финансово-экономического состояния производителей", - подчеркнул он.
Расширится с возвращением льгот и география регионов, получающих поддержку. В 2019 году в список попал Красноярский край, который ранее не входил в число сибирских регионов, получающих субсидии на транспортировку зерна. Как сообщили ТАСС в Минсельхозе региона, получение таковых субсидий даст местным аграриям существенный доход.
"Вхождение края в перечень регионов, отгрузка железнодорожным транспортом зерна из которых происходит без взимания провозной платы, позволит сельхозпроизводителям края получать не менее 400 млн рублей дополнительного дохода в сельскохозяйственный год. Кроме того, субсидирование издержек на транспортировку сельскохозяйственной и продовольственной продукции наземным, в том числе железнодорожным, края оценивается в 500-600 тыс. тонн", - сообщили ТАСС в министерстве.
Сами аграрии, которые не отправляют зерно на экспорт, но продают его трейдерам, также ожидают дополнительных прибылей. По словам омского фермера Олега Шигаева, благодаря льготам они в прошлом году закупали зерно у аграриев по цене выше рыночной. "Правда, в прошлом году это не особо ощущалось, цену поднимали рублей на 300-500 за тонну. Обещают, что в этом году разница будет ощутимее", - сказал он.
Изменения цен на зерно
Повлияет возвращение льгот и на цены на зерно. В департаменте сельского хозяйства Кемеровской области считают, что субсидирование зерна для экспорта поможет скорректировать цены на зерно не только в регионе, который выращивает не так много зерна и не имеет профицита, но и в пределах федерального округа в целом.
"В течение последнего года мы наблюдали снижение цен на зерно. Это происходило на фоне роста стоимости ГСМ, запчастей для сельхозтехники, электроэнергии - себестоимость зерна росла. Принятие постановления <…> помогло в прошлом году стабилизировать цены и избежать ещё более значительного их падения - а такой риск был из-за высокого урожая 2017 года", - сообщили ТАСС в пресс-службе департамента, отметив, что аналогичного эффекта от льгот ожидают аграрии и сейчас.
В свою очередь председатель комитета по аграрной политике и природопользованию Алтайского краевого законодательного собрания Сергей Серов пояснил ТАСС, что увеличение экспорта зерна из Сибири и усиление присутствия на международных рынках приведет к увеличению цен, которые сегодня ниже среднемировых.
"На мировом рынке возрос спрос на зерно, и мы можем поставлять на экспорт через черноморские порты 300-400 тыс. тонн. Такой возможности мы раньше не имели", - пояснил Серов, отметив, что Алтайский край экспортировал зерно только на восток - в Монголию и Казахстан и другие страны Азии.