Президенты Владимир Путин и Абдель-Фаттах ас-Сиси подпишут договор о сотрудничестве РФ и Египта. Но проблема фитосанитарного контроля не решена
Договор о всестороннем партнерстве и стратегическом сотрудничестве между РФ и Египтом, как ожидается, будет подписан сегодня по итогам сочинских переговоров президентов двух стран Владимира Путина и Абдель-Фаттаха ас-Сиси. Между тем и ныне реализующиеся проекты предполагают долгосрочное взаимодействие — помимо ВТС это строительство атомной станции «Эд-Дабаа» и развитие российской промышленной зоны в Египте. Рядовых граждан двух стран больше всего волнует еще одна тема, которую обсудят лидеры РФ и Египта,— это перспектива возобновления прямых полетов между российскими городами и египетскими курортами на Красном море.
Сегодняшние переговоры Владимира Путина и Абдель-Фаттаха ас-Сиси должны завершиться подписанием договора о всестороннем партнерстве и стратегическом сотрудничестве. Кроме того, как рассказал помощник президента РФ Юрий Ушаков, для египетского президента проведут видеопрезентацию военной техники — как той, что уже поставляется в Египет, так и той, которую Каир мог бы покупать у Москвы. А после переговоров президенты посетят «Сочи Автодром», где египтянам покажут новые российские автомобили Aurus.
Накануне отлета в Россию президент Египта заявил, что Каир заинтересован в усилении связей с Москвой. У обеих стран похожие, хотя не идентичные взгляды на ближневосточные проблемы. Российское руководство ценит взвешенную позицию Каира в конфликте в Сирии и его помощь в выстраивании контактов с частью сирийской оппозиции. Одну из ключевых ролей Египет играет также в межпалестинском и ливийском урегулировании. Все эти вопросы, а также актуальную для обеих стран тему борьбы с терроризмом обсудят президенты.
Визит проходит в год 75-летия установления дипотношений между странами. И настрой у политиков юбилейный. Омрачает отношения только один вопрос — пока никак не возобновятся прямые перелеты между российскими городами и египетскими курортами Хургада и Шарм-эш-Шейх. По словам главы Минтранса Евгения Дитриха, «определенное развитие ситуации сейчас есть». На прошлой неделе он рассказал журналистам, что обсуждается вопрос о направлении в Египет комиссии из РФ, которая еще раз проверит готовность египетских коллег к обеспечению всех мер безопасности. Президент ас-Сиси пообещал затронуть тему авиаперелетов в разговоре с российским коллегой.
Визит президента Египта в Россию начался с Москвы. Во вторник он успел выступить в Совете федерации, а также провести переговоры с премьером Дмитрием Медведевым. С ним господин ас-Сиси обсудил, как проходит работа по уже действующим соглашениям. Обе страны радует товарооборот, который в минувшем году вырос на 62% и составил $6,7 млрд. «Такую динамику обязательно нужно закрепить»,— сказал глава российского правительства. Товарооборот между странами растет в основном за счет поставок из России пшеницы, растительного масла, машин и оборудования. Рост египетского импорта произошел благодаря увеличению поставок в РФ картофеля.
Однако нереализованных возможностей еще много. Так, исполнительный директор Российско-египетского делового совета Мона Халиль обратила внимание на проблему фитосанитарного контроля при поставках российской продукции в Египет и наоборот. Только в мае была задержана очередная порция российского зерна. С учетом того что Россия обеспечивает более 70% поставок зерновых в Египет (только в минувшем году 7,8 млн тонн), этот вопрос достаточно серьезный. «Одна из инициатив нашего совета — создание зеленого коридора между Россией и Египтом с совместными фитосанитарными комиссиями двух стран в портах Александрии и Новороссийска. То есть проверка российских товаров будет производиться в России, и наоборот»,— пояснила “Ъ” Мона Халиль. Пока пролоббировать создание коридора не получается. Еще одним препятствием для развития сотрудничества госпожа Халиль считает неумение российских компаний выходить на экспортные рынки без господдержки. «Одной из главных проблем двустороннего сотрудничества мы считаем разницу культур. В ходе переговоров мы часто видим, что предприниматели не находят общего языка, хотя с точки зрения бизнеса могли бы идеально подойти друг другу»,— отметила собеседница “Ъ”.
Впрочем, есть и те, кто умеет находить партнеров в Египте. В конце сентября российско-венгерский консорциум «Трансмашхолдинг Венгрия Кфт» получил контракт на сумму более €1 млрд на поставку в Египет в течение пяти лет 1,3 тыс. пассажирских вагонов. Это крупнейший по объему финансирования и количеству поставляемой продукции проект за время существования Египетских национальных железных дорог. Как заявил «РИА Новости» замминистра транспорта Египта Амр Шаат, Каир также предлагает российской компании построить на египетской территории вагоностроительный завод для последующего экспорта продукции в третьи страны. Проект мог бы быть реализован, например, в российской промышленной зоне (РПЗ) в районе Суэцкого канала.
Еще несколько лет назад российскую промышленную зону в Египте считали утопией. Меморандум о ее создании был подписан в 2007 году, но около десяти лет оставался только на бумаге. О проекте вспомнили в ходе визита в Каир в 2015 году президента Путина. Предполагается, что российские компании могут локализовать свое производство в Египте с перспективой выхода на рынки третьих стран. Однако представители нескольких российских бизнес-структур неоднократно говорили “Ъ”, что не могут представить, кто из компаний согласится на производство в Египте без гарантий госконтрактов или как минимум без партнеров с египетской стороны. «Махание флагами» — так назвал этот проект собеседник “Ъ” в ТПП РФ, пожелавший остаться анонимным. «Нужно искать не партнеров и госконтракты, а рынок сбыта. И никто за российские компании это делать не будет»,— возражает в разговоре с “Ъ” Ренат Мустафаев, управляющий директор по стратегии особой экономической зоны «Технополис "Москва"», которая последние два года занималась разработкой проекта по строительству и развитию РПЗ в Египте. Он уверен, что, как только зона заработает (а это может произойти в ближайшие пять—семь лет), интерес к ней резко возрастет.
Уже сейчас, по словам господина Мустафаева, к зоне проявляют внимание российские регионы, в частности Татарстан и Санкт-Петербург, а также московские компании—резиденты особой экономической зоны «Технополис "Москва"». Проект ждет утверждения бюджета (примерно 11 млрд руб.) на проектирование и строительство первой очереди. Должна быть также сформирована группа, которая будет отвечать за эти работы. Ответственные за проект — Минпромторг и АО «Российский экспортный центр». «Мы начали нашу работу одновременно с немцами, которые также получили участок под аналогичный проект. Но они уже запускают первые корпуса,— напомнил “Ъ” Ренат Мустафаев.— Мы пока отстаем. Но это первый подобный проект для России, и нужно выстроить все необходимые механизмы».