Зерно вне закона. Почему России не поможет рекордный урожай
Российский рынок нуждается в создании стандартизированных правил торговли зерном и кормами
В 2017 году Россия собрала рекордный урожай зерновых — 134,1 млн т, побив исторический рекорд 1978 года. По итогам этого сезона Россия, согласно прогнозу Международного совета по зерну, займет первое место в мире по экспорту пшеницы и второе — по поставкам зерна в целом. Только воспользоваться своими преимуществами стране будет сложно: в России по сей день отсутствуют стандарты торговли и контрактования. Любой спор приводит к длительным разбирательствам. Поставки срываются, преимущество теряется.
Исторически существенная часть международной торговли зерном осуществляется по стандартизированным правилам и контрактам, разработанным Международной ассоциацией торговли зерном и кормами (Grain and Feed Trade Association, GAFTA), штаб-квартира которой находится в Лондоне. Один из пяти офисов GAFTA располагается в Киеве, а остальные находятся в Женеве, Пекине и Сингапуре. В России, которая является одним из крупнейших экспортеров зерна, офиса GAFTA нет.
Типовые формы контрактов и рекомендации GAFTA позволяют ускорить этап согласования покупателями и продавцами зерна договорных условий и избежать многочисленных споров. Многолетняя практика применения одних и тех же стандартов препятствует неоднозначному толкованию условий контрактов и снижает риски их нарушения. Если споры все же возникают, GAFTA предлагает специальный отраслевой арбитраж (третейский суд). Арбитрами GAFTA выступают юристы, которые прекрасно знают рынок и разбираются в условиях отраслевых контрактов. Это позволяет рассмотреть спор максимально быстро и эффективно, без лишних временных издержек и денежных затрат. Возможность обращения в такой арбитраж вытекает из «зашитой» в типовой контракт арбитражной оговорки, которая ссылается на правила арбитража GAFTA.
Весьма показательно, что, несмотря на значительное количество контрактов, заключаемых в соответствии с типовыми формами GAFTA по всему миру, количество споров, рассматриваемых по правилам GAFTA, составляет лишь несколько сотен в год. Как говорят в самой GAFTA, стороны хотят либо урегулировать спор как можно скорее и выгоднее, либо в принципе не нарушать контракт и сохранить отношения с партнером.
В США, которые занимают первое место по экспорту зерна в мире, существует свой аналог GAFTA — Национальная ассоциация зерна и кормов (National Grain and Feed Association, NGFA), которая также предлагает стандартизированные правила торговли зерном, кодекс этики, а также возможности для разрешения споров в порядке арбитража. Аналогичная организация существует также в Австралии (Grain Trade Australia).
Несмотря на объемы внутреннего рынка, в России до сих пор отсутствуют как свои стандартизированные правила торговли зерном, так и отраслевой арбитраж, который бы позволял эффективно и профессионально разрешать споры и формировать практику использования покупателями и продавцами зерна стандартных форм и условий договоров.
В результате складывается следующая ситуация, при которой каждый игрок играет по своим правилам до тех пор, пока не сталкивается с их нарушением и спором. Спор попадает в государственный суд, который не всегда может обеспечить его эффективное разрешение, так как это требует специфических знаний обычаев и практик зернового рынка. В результате рассмотрение спора в лучшем случае занимает значительное время, которое необходимо судье, чтобы разобраться в особенностях торговли зерном. А в худшем приводит к неожиданному результату и формированию противоречивой, вредной для рынка практики. Все это не способствует ни повышению эффективности работы на внутреннем рынке торговли зерном, ни конкурентоспособности российских экспортеров на зарубежном рынке.