Российская система ж/д перевозок зерна в 2017/18 МГ успешно прошла «стресс-тест» - эксперт
В будущем сезоне Россия сохранит высокие темпы отгрузок зерна на экспорт, но отечественная система грузоперевозок уже прошла своеобразный «стресс-тест» в 2017/18 МГ и инфраструктура вышла на новый технологический уровень, позволяющий обеспечивать крайне высокие темпы перевозок железнодорожным транспортом. Такое мнение в интервью агентству «Интерфакс» высказал глава группы компаний «РТК» Константин Засов.
«В текущем сезоне произошло важное событие, повлиявшее на рынок. С него ушли многие посредники, и производитель в ряде регионов стал самостоятельно решать вопросы, куда и как отправить зерно. К сожалению, это случилось в октябре-ноябре, когда основная часть перевозок и квот в портах были уже расписаны. Но благодаря работе Росжелдора, Минсельхоза, Минтранса и ОАО «РЖД» удавалось найти дополнительные возможности в уже загруженной логистической цепочке. В ежедневном режиме решались задачи по обеспечению маневровыми локомотивами, увеличению скорости погрузки на элеваторах и выгрузки в портах, приоритетного обеспечения перевозок зерна, даже в условиях ограничений на погрузку в портах из-за неблагоприятных погодных условий. В итоге, получился своеобразный «стресс-тест, который система прошла в целом успешно, продемонстрировав рекордные результаты, о которых 10 лет назад, мы могли только мечтать», - пояснил К.Засов.
Комментируя существенное увеличения экспортных отгрузок российского зерна в завершающемся сезоне, он назвал три основные предпосылки, способствовавших этому.
«Конечно, первая из них, это исторический рекорд по сбору зерна – 135,4 млн. тонн. При этом в 2016 г. также был собран высокий урожай – 120,7 млн. тонн, что привело к накоплению максимальных за последние 8 лет запасов зерна. Второй важнейший фактор – это введение правительством льготного тарифа на перевозку зерна железнодорожным транспортом из ряда регионов центральной России, Поволжья, Урала и Сибири. Третий фактор – рост экспортных цен на российскую пшеницу, которая с февраля 2018 г. торгуется дороже $200 за тонну, впервые за три года. В итоге большое количества зерна, удачная ценовая конъюнктура и своевременные меры поддержки привели к тому, что в этом сезоне ставился рекорд за рекордом». – отметил К.Засов
«Конечно, если бы инфраструктура рынка не оказалась в состоянии отправлять на экспорт свыше 5 млн. тонн зерна в месяц, воспользоваться этими факторами было бы сложно. Однако за последние 10 лет большинство участников научилось работать на растущем рынке, построены новые терминалы, заключены долгосрочные договоры, позволяющие качественно планировать на долгий период, обновлен стареющий парк зерновозов», - добавил эксперт.