23 декабря 2024 г., Понедельник
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


Фискальную систему перестроят под Послание президента. Последствия налоговых реформ могут затронуть и бизнес, и население

22 марта 2018 10:45

Сегодняшняя налоговая система страны нуждается в настройке. Об этом на совещании по экономическим вопросам объявил премьер Дмитрий Медведев. Такая перестройка нужна в первую очередь для того, чтобы выполнить поставленные перед правительством президентом Владимиром Путиным задачи по ускорению экономического роста и пополнению бюджета за счет допдоходов. В правительстве обещают налоговые инвестиционные льготы. Но эксперты подозревают, что под лозунгами налоговой настройки и налогового администрирования может скрываться очередное повышение налогов. В итоге фискальные инициативы властей ударят по бизнесу, а в конечном счете затронут и граждан, считают эксперты. 

Владимир Путин в своем Послании Федеральному собранию объявил, что формирование стабильных налоговых условий необходимо для обеспечения прорывного развития страны. «Нам в ближайшие шесть лет понадобятся дополнительные средства. Нужно улучшить налоговые условия. Нужны фискальные решения, которые позволят пополнить бюджет и в то же время будут стимулировать рост. Нам нужна экономика с темпами роста выше мировых, это сложная задача, но и базовое условие. Это ключевой ориентир для работы нового правительства», – подчеркивал он.

То есть, с одной стороны, власти намерены изыскивать дополнительные средства для пополнения бюджета, а с другой – ускорять экономический рост. И как решить обе эти задачи налоговыми методами, пока не вполне понятно.

«Налоговая сфера уже достаточно длительный период отличается сравнительной стабильностью. Я считаю, что это в настоящий момент сильная сторона нашей экономики – то, что мы по налоговым платежам те обязательства, которые принимали на себя на текущий период, исполняем. Это касается практически всех видов налогов – и тех, что платят граждане, и тех, что платят компании. В этом смысле система показала себя достаточно эффективной», – рассказал вчера на совещании премьер Медведев. Очевидно, в данном случае под стабильностью понимается рост налоговых поступлений. Как отметил глава кабмина, только за прошлый год на 20% выросли поступления в консолидированный бюджет и на 32% – в федеральный. И если с задачей пополнения бюджета власти вроде бы справляются, то ускорения экономического роста пока не видно.

Несмотря на рост налоговых поступлений, российской фискальной системе нужна настройка – заявил вчера Медведев. В частности, и дальше нужно «настраивать» налоговое администрирование. «Необходимо продолжить работу над системой налогового администрирования. Она продолжается у нас уже достаточно длительный период, но настраивать все равно необходимо налоговое администрирование», – отметил премьер.

Об этом говорит и акцент властей на внедрение маркировки и механизмов прослеживания товаров. «Это очень важное направление, которое позволит эффективнее бороться с контрафактом, с фальсифицированной продукцией. Ну и тем самым качество продуктов будет другим», – заявил председатель правительства, отметив, что так будут пополняться доходы государственного бюджета. Кроме того, по словам премьера, нужно бороться и с теми серыми схемами, которые применяются для ухода от налогов. В конечном счете это будет помогать нормальному, то есть легальному, бизнесу», – заключил Медведев.

В центре обсуждения оказалась и тема завершения налогового маневра в нефтяной отрасли. При этом у правительства пока нет по этой теме единого мнения. «Наша идея – никаких маневров не проводить, дать рынку понятный стабильный фискальный режим на перспективу до 2025 года, когда мы должны запустить единый рынок нефти, нефтепродуктов и газа в рамках ЕврАзЭС. Речь идет и о сохранении экспортной пошлины, и о стабильных акцизах. Это уже будет мерой поддержки рынка нефтепереработки и инвестиционного климата», – говорил первый замминистра энергетики Алексей Текслер. 

В свою очередь, Минфин, наоборот, настаивает на завершении маневра, соглашаясь предоставлять поддержку только эффективным переработчикам, а не тем, кто, пользуясь общей льготной системой, вывозит под видом нефтепродуктов слегка переработанную нефть. При этом, по оценкам ведомства Антона Силуанова, только за 2017 год российский бюджет из-за системы пошлин потерял 1 трлн руб. «Основная часть субсидии приходится на НПЗ (нефтеперерабатывающие заводы), которые получили 600 млрд руб., еще 140 млрд руб. бюджет потерял из-за поставок в Белоруссию, а 300 млрд руб. – из-за сдерживания цен на внутреннем рынке», – писали российские СМИ со ссылкой на представителей ведомства.

Напомним, правительство РФ уже несколько лет обсуждает идущий налоговый маневр в нефтянке, предполагающий поэтапное снижение – вплоть до обнуления – экспортной пошлины на нефть с одновременным повышением налогообложения добычи. Сейчас же нефтепереработка фактически субсидируется бюджетом. Потери вызваны таможенной субсидией в пользу НПЗ, которая возникает за счет того, что экспортные пошлины на нефтепродукты ниже пошлин на сырую нефть.

Часть потерь бюджет может компенсировать за счет НПЗ, реализующих моторное топливо и выплачивающих акцизы. Однако если субсидии получают НПЗ, у которых на экспорт приходится больше 80% продукции или они продают на внутреннем рынке неподакцизные товары, бюджет теряет деньги.

Избавиться от неэффективных субсидий можно, завершив налоговый маневр – полностью обнулив пошлины на сырую нефть и нефтепродукты, которые компенсируют рост НДПИ. И правительство уже начало проводить такой маневр в 2015–2017 годах. Тогда пошлины опустились до 30% от цены за 1 баррель нефти, что существенно сократило маржу НПЗ.

Кроме отмены льгот чиновники хотят сделать ставку на новые механизмы поддержки, в частности на инвестиционный налоговый вычет на ближайшие 10 лет по налогу на прибыль организаций. «К вычету могут предъявляться 90% расходов на приобретение и реконструкцию объектов основных фондов. Тем самым мы дополнительно должны простимулировать инвестиционную активность предприятий», – сообщил председатель правительства.

Впрочем, некоторые налоговые предложения властей выглядят удивительно. К примеру, вчера в первом чтении был принят законопроект о налоговом стимулировании сдачи макулатуры. Проект, в частности, предполагает освобождение физических лиц от уплаты налога на доходы физических лиц при получении дохода от реализации макулатуры. Однако граждане должны будут еще доказать налоговым органам право собственности на сдаваемое сырье.

При этом в ходе совещания ничего не было сказано о другом обсуждаемом налоговом маневре – 21/21 или 22/22. Хотя недавно глава Минфина Антон Силуанов подтвердил его существование в повестке (см. «НГ» от 14.03.18). Напомним, налоговый маневр предполагает снижение страховых взносов одновременно с симметричным повышением НДС в варианте 21/21 или 22/22 (то есть снижение страховых взносов с 30% и повышение НДС с 18% до указанного уровня).

Предполагалось также, что эта мера будет стимулировать серый сектор выходить из тени. Однако эксперты «НГ» сомневаются, что такой маневр смог бы существенно обелить экономику. «Удар же по конечному потребителю может быть нанесен существенный. Предполагаемый рост потребительских цен может составить до 2% разово (в момент введения маневра) и до 3–4% в течение ближайшего года. Снизится из-за уменьшившихся отчислений в фонды и социальная защищенность граждан», – полагает аналитик компании «Финам» Алексей Коренев.

Озвученные на вчерашнем совещании меры, по мнению эксперта, не выглядят проработанными. «Задача имеет шансы быть успешно решенной, если в ней четко обозначены сроки, исполнители и ответственность за провал. А если речь идет о масштабном реформировании экономики, неплохо бы еще хотя бы пару слов услышать про источники финансирования заявленных проектов», – говорит аналитик, не исключая, что многие из заявлений носили лишь декларативный характер.

«Экономический рост может ускорить любая из мер, предлагаемых правительством», – рассуждает старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова. Однако один работающий механизм не потянет за собой ржавые другие, считает она.

Сама ставка на налоговое администрирование означает, что нужно ждать увеличения налогов, признает директор по бизнес-образованию Академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) Олег Филиппов. «Я думаю, что постепенно поднимут налоги на доходы физлиц (НДФЛ). Вернутся к программе «22/22». Эти темы уже обсуждались два года, и сейчас, после выборов, эту тему вновь поднимут», – не исключает он, полагая, что текущие фискальные преобразования скорее всего в качестве основной цели ставят пополнение бюджета.

Некоторые эксперты оценивают бюджетные расходы для исполнения всех пунктов последнего Послания Владимира Путина примерно в 2% российского ВВП. Около половины этой суммы планируется получить за счет прорывного ускорения экономики, получения за счет этого дополнительных налоговых поступлений. А другая половина должна быть собрана за счет прямого повышения налоговых платежей и сборов. Готовых налоговых решений в правительстве пока нет. Тем не менее сварить кашу из топора – то есть нарастить госрасходы без увеличения налогов или госдолга – невозможно.

Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: