Зерну расширяют льготы на проезд
Программа льготных железнодорожных перевозок зерна для выравнивания цен на внутреннем рынке может быть не только продлена, но и расширена — Минсельхоз предлагает субсидировать помимо тарифов еще и услуги операторов по предоставлению вагонов-зерновозов при транспортировке продукции из регионов Сибирского федерального округа в порты. По предварительным расчетам, эта льгота может стоить бюджету до 3 млрд руб.
Минсельхоз предлагает расширить программу субсидирования железнодорожных перевозок зерна — такую меру для удаленных от портов регионов Сибири вчера на заседании правительства анонсировал глава ведомства Александр Ткачев.
Как пояснили “Ъ” в ведомстве, для выравнивания доходности сельхозпроизводителей Сибири с другими регионами предлагается субсидировать всю провозную плату при перевозках зерна железнодорожным транспортом со станций регионов Сибирского федерального округа (СФО) в направлении регионов—потребителей зерна. По задумке Минсельхоза, государство будет субсидировать тариф груженых и порожних вагонов, а также услуги операторов по предоставлению вагонов-зерновозов — получателями таких субсидий будут РЖД и операторы подвижного состава.
Господдержка вывоза зерна в южные порты станет постоянной мерой
Сейчас, рассказывают в Минсельхозе, проводится расчет бюджетных ассигнований, необходимых для реализации такой меры,— она может стоить 2,5–3 млрд руб. Отметим, что субсидирование ставки предоставления вагонов (таким способом предлагается компенсировать оператору недостаточно прибыльную работу) пока только обсуждается, решения нет. При этом само субсидирование транспортировки сельхозпродукции из СФО не ново. С начала года для снижения внутреннего давления на рынок в связи с рекордным урожаем (135 млн т) действует льготный тариф на вывоз зерна из регионов, расположенных в отдалении от морских портов (Воронежской, Курской, Липецкой, Орловской, Тамбовской, Оренбургской, Пензенской, Самарской, Саратовской, Ульяновской, Курганской, Новосибирской и Омской областей). Такая программа поддержки рассчитана до 1 июля 2018 года, но Владимир Путин в послании Федеральному собранию поручил правительству проработать возможность ее продления.
На реализацию программы правительство выделило 3 млрд руб., которые будут возмещены РЖД за предоставление льготы — лимиты уже освоены на 30%. По данным Минсельхоза, к 13 марта было согласовано к вывозу по льготному тарифу 959,4 тыс. т зерна на общую сумму субсидий 902,4 млн руб. Некоторые области (Омская и Новосибирская) уже полностью выбрали лимиты субсидий по перевозкам.
Предоставление вагонов операторами пока происходит на рыночных началах. При этом, как рассказывали “Ъ” операторы зерновозов, дефицита последних в России нет, совладелец «Русагротранса» Константин Засов в интервью “Ъ” в сентябре 2017 года говорил, что рынок сбалансирован с уклоном в профицит. Скорее проблема в наличии узких мест в инфраструктуре (например, на Северо-Кавказской железной дороге), а также в неритмичном предъявлении аграриями зерна к перевозке: сначала они выжидают благоприятных цен, потом одновременно предъявляют большой объем зерна.
Вместе с тем участники рынка рассказывают “Ъ”, что сейчас, в преддверии нового урожая, наблюдается высокий спрос на зерновозы, заказать вагон на июнь уже сложно.
В Минсельхозе опасаются, что в условиях рекордного урожая этого сезона, экспортного потенциала до 50 млн т, прогнозируемых переходящих запасов зерна, а также прогнозируемого урожая сезона-2018/19 110–115 млн т имеющегося количества вагонов для обеспечения стабильной перевозки зерна железнодорожным транспортом недостаточно. «Учитывая оборачиваемость вагонов-зерновозов, дополнительная потребность в них составит не менее 7 тыс. штук»,— ожидают в ведомстве. Отметим, что из-за нехватки зерновозов РЖД уже начало использовать крытые вагоны, порты осваивают контейнерную отправку зерна.