ADM смешает сироп в России - Американская компания выкупит часть бизнеса ростовского холдинга
Один из крупнейших мировых торговцев сельскохозяйственным сырьем — ADM со штаб-квартирой в Чикаго выкупит у ростовского холдинга «Астон» 50% дивизиона по производству крахмалов и сиропов. Сделка стоимостью до 3 млрд руб. станет первым для ADM вложением в российские активы.
Американская Archer Daniels Midland Company (ADM) договорилась о приобретении у «Астона» 50% бизнеса по производству крахмалов и сиропов, сообщила в четверг российская компания. В сделку войдут ОАО «Ибредькрахмалпатока» и ОАО «Новлянский крахмало-паточный завод» в Рязанской и Владимирской областях соответственно. Общая перерабатывающая мощность предприятий — около 200 тыс. тонн кукурузы в год. Патока, сиропы и крахмалы поставляются, в частности, на предприятия Mars, Nestle и холдинг «Объединенные кондитеры» (входит в группу «Гута»).
ADM наряду с Bunge, Cargill и Louis Dreyfus входит в четверку крупнейших мировых торговцев сельскохозяйственным сырьем. Компания, по собственным данным, работает в более чем 170 странах, объединяет 500 отделений по торговле зерном, 270 производств и пр. Российский офис ADM работает с 1980 года, занимается торговлей пшеницей, кукурузой, пищевыми ингредиентами и т. д. В 2017 году глобальная компания получила $60,8 млрд выручки и $2,54 млрд чистой прибыли. Капитализация ADM на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE) в четверг достигала $23,2 млрд.
«Астон» — один из крупнейших в России экспортеров и производителей растительных масел (бренды «Затея», «Волшебный край» и пр.). Также выпускает спецжиры, кормовые продукты и пищевые ингредиенты, управляет элеваторными комплексами, портовыми терминалами, судостроительным заводом и т. д. Оборот «Астона», по собственным данным, в 2017 году вырос на 33,3%, до 76 млрд руб. Бенефициаром холдинга считается ростовский бизнесмен Вадим Викулов.
У ADM до сих пор не было производственных активов в России, тогда как Bunge, Cargill и Louis Dreyfus уже присутствуют в стране. Сделка позволит усилить позиции на растущем российском рынке, сообщили “Ъ” в американской компании. «Астон» давно ведет общий трейдинговый бизнес с ADM, участие компании и дивизионе по производству крахмалов и сиропов стало результатом обоюдного желания сторон, рассказал “Ъ” Вадим Викулов. По его словам, переговоры заняли больше года. Стоимость сделки стороны раскрыть отказались. Господин Викулов отметил, что она была денежной. По оценке директора «Совэкона» Андрея Сизова, весь бизнес «Астона» по переработке кукурузы может стоить 4–6 млрд руб. Закрыть сделку планируется до конца второго квартала 2018 года после получения одобрения Федеральной антимонопольной службы, сообщили в «Астоне».
ADM в последнее время интересуется Черноморским регионом и активно инвестирует в переработку кукурузы, выход на российский рынок через такую сделку выглядит логичным шагом, рассуждает господин Сизов. В рамках партнерства с ADM «Астон» планирует расширить выпускаемую линейку крахмалов и сиропов. «К третьему кварталу 2018 года мощности дивизиона по переработке кукурузы вырастут на 20%, дальнейшее расширение производства будет обсуждаться после закрытия сделки с ADM»,— рассказал господин Викулов. По его подсчетам, сегодня «Астон» занимает 18% российского рынка сиропов и патоки. Крупными производителями кукурузного крахмала в России также являются Cargill и «Амилко», говорит Андрей Сизов. Представитель Cargill не ответил на звонок “Ъ”, связаться с «Амилко» не удалось. По словам Вадима Викулова, спрос на сиропы и патоки в России растет: производители напитков и кондитерских изделий все чаще выбирают их вместо обычного свекловичного сахара. Патока и сиропы на 15–20% дешевле, чем сахар, их использование позволяет снизить и цену на конечную продукцию, поясняет совладелец кондитерской фабрики «Победа» Виталий Муравьев.
Компания такого масштаба, как ADM, вряд ли ограничится СП с «Астоном» и, если первый опыт будет успешным, скорее всего продолжит экспансию на российском рынке, полагает Андрей Сизов. В ADM “Ъ” заявили, что всегда ищут возможности расширить географическое присутствие на растущих рынках.