«Астон» выводят в море - Деятельность его портового терминала вызвала претензии Росприроднадзора
Как стало известно „Ъ-Юг“, деятельность портового терминала компании «Астон» в ростовской промзоне «Заречная» стала предметом судебных разбирательств между компанией и Росприроднадзором. Надзорный орган установил, что «Астон» эксплуатирует терминал без необходимого по закону заключения государственной экологической экспертизы, и обязал компанию получить экспертное заключение к 1 апреля этого года. «Астон» отказался и обратился в арбитражный суд с требованием признать претензии незаконными. Суд первой инстанции требование не удовлетворил, сейчас дело находится на рассмотрении апелляционной инстанции. Если апелляция подтвердит законность требования Росприроднадзора, он может потребовать приостановки работы терминала на срок до 90 суток.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд принял к производству жалобу АО «Астон продукты питания и пищевые ингредиенты» на решение Ростовского арбитражного суда, который отказался признать недействительным требование Росприроднадзора провести экологическую экспертизу деятельности перевалочного терминала на реке Дон в ростовской промзоне «Заречная». Как следует из материалов суда, в мае 2017 года Азово-Черноморское морское управление Росприроднадзора провело на «Астоне» плановую проверку на предмет соблюдения природоохранного законодательства. По ее итогам выяснилось, что компания не располагает заключением государственной экологической экспертизы деятельности по перевалке грузов на терминале.
Поскольку ФЗ №155 «О внутренних морских водах» указывает, что все виды хозяйственной деятельности в таких водах можно вести только при наличии положительного заключения экспертизы, надзорный орган выдал «Астону» предписание провести экспертизу и получить соответствующее заключение в срок до 1 апреля 2018 года. Однако компания с этим не согласилась и подала в Ростовский арбитражный суд заявление с требованием признать предписание Росприроднадзора недействительным.
В качестве основания в иске было указано, что нормы ФЗ №155 обязательны для объектов, осуществляющих деятельность в морских водах, а перевалочный терминал «Астона» расположен на Дону, который является рекой. Суд этот аргумент не признал и отказался отменить предписание. В судебном решении было отмечено, что в 2008 году распоряжением правительства РФ участок Дона от устья и выше на 293 км был исключен из перечня внутренних водных путей и наделен статусом внутренних морских вод. Вместе с тем терминал действует в акватории Ростовского порта, а ему в 2009 году Минтранс РФ присвоил статус морского порта.
«На основании изложенного суд пришел к выводу о том, что поскольку хозяйственная деятельность общества осуществляется в морском порту во внутренних морских водах и связана с перевалкой грузов, то для осуществления указанной деятельности требуется положительное заключение государственной экологической экспертизы»,— говорится в решении ростовского арбитража (опубликовано в картотеке суда). «Астон» подал апелляционную жалобу на это решение, ее рассмотрение назначено на 12 февраля.
По словам партнера адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» Алексея Аксюка, отклонение жалобы и неисполнение предписания Росприроднадзора к 1 апреля может привести к наложению санкций на «Астон». «Неисполнение предписания контролирующего органа в некоторых случаях влечет и такую меру ответственности, как приостановление деятельности проблемного объекта на срок до 90 суток»,— говорит юрист.
Почему «Астон» пытается избежать проведения экологической экспертизы деятельности своего перевалочного терминала, выяснить не удалось: в компании отказались комментировать ситуацию.
АО «Астон продукты питания и пищевые ингредиенты» — крупный производитель продуктов питания (растительные масла, спецжиры) и ингредиентов для пищевой промышленности (крахмал и крахмальная патока), также занимается экспортом сельхозпродукции и растительного масла. Бенефициаром является создатель общества Вадим Викулов. Компания эксплуатирует перевалочный терминал в промзоне «Заречная» с 1997 года. По данным Росморречфлота (имеются в документах арбитража), в период с июля 2016 года по апрель 2017-го через терминал прошло 1 млн 438 тыс. т грузов, из них сухих грузов — 1 млн 112,6 тыс. т (943 тыс. т зерна и 169,6 тыс. т прочих насыпных грузов) и 325,4 тыс. т наливных пищевых грузов (растительное масло).