В Подмосковье взошли сельхозинвестиции
Исторически сложилось, что пищевая промышленность Подмосковья во многом развивалась благодаря близости к основному рынку сбыта продовольствия — Москве. Сегодня регион, в том числе за счет этого фактора, занимает заметные позиции по производству молочных и мясных изделий, сладостей и пр. и продолжает привлекать новых инвесторов, в том числе иностранных.
"Московская область традиционно является одним из лидеров по развитию пищевой промышленности. Основные факторы: близость к столице — основному и емкому рынку сбыта с постоянно растущим спросом, исторически развитые производственные площадки и короткие логистические цепочки "от поля до прилавка"",— перечисляет исполнительный директор ассоциации "Руспродсоюз" Дмитрий Востриков. По словам начальника центра экономического прогнозирования Газпромбанка Дарьи Снитко, именно географическое расположение стало одним из факторов, который стимулировал и транснациональные пищевые компании размещать первые производства в стране именно в Подмосковье. Так, в 1995 году в регионе свою первую российскую фабрику — завод по производству шоколада в подмосковном Ступино — открыл Mars, в 1998 году начал работать каширский завод PepsiCo по производству снеков под брендами Lay`s, Cheetos и пр., еще через два года Danone выпустил первую партию йогуртов на новом предприятии в Чеховском районе. В том же году в Раменском районе запустились сыродельный завод Hochland и молочное предприятие Ehrmann, а в 2006 году завершилось строительство площадки Valio в России в Ершово. По словам госпожи Снитко, на первом этапе иностранных инвесторов привлекало не только соседство с крупнейшим рынком сбыта, но и на тот момент зависимость от импортного сырья, что также требовало близости к Москве как логистическому центру.
По словам министра сельского хозяйства и продовольствия Подмосковья Андрея Разина, доминируют в структуре пищевой промышленности области молочная, мясная и хлебобулочная отрасли. Исполнительный директор Национального союза производителей молока Артем Белов подсчитал, что сейчас Подмосковье ежегодно производит порядка 600 тыс. тонн товарного молока (входит в 20 крупнейших регионов по этому показателю) и входит в топ-10 регионов по объему переработки. При этом часть сырья область поставляет на молочные заводы в Москву, а местные переработчики ввозят сырье из других регионов.
В некоторых случаях логистическое плечо может достигать 1 тыс. км, отмечает господин Белов. Сегодня Подмосковье активно интересуется и развитием собственной переработки (в регионе начинается строительство сырного кластера), и наращиванием производства сырого молока. Андрей Разин рассказал, что сырный кластер будет размещен на 17 га на базе ГУП "Агрокомплекс "Яхромский"" в Дмитровском районе и на первом этапе будет включать в себя семь крупных сыроварен мощностью около 12 тыс. тонн сыров в год. Объем инвестиций в строительство кластера он оценивал в 2 млрд руб. Пока в регионе работает более 40 различных производителей сыров, а по объему выпуска сыров и сырных продуктов регион входит в топ-3 в России, говорит господин Разин. Крупнейший проект в молочной отрасли в области сегодня реализуется вьетнамской TH True Milk. Компания планирует строительство комплекса на 4,8 тыс. голов дойного стада с возможностью расширения до 7 тыс. голов, объем инвестиций в проект оценивается в $400 млн. "В молочном производстве потенциал не ограничен, есть задача нарастить этот объем до 1 млн тонн. Вьетнамский проект (TH True Milk.— "Ъ") даст нам 180 тыс. тонн, оставшийся объем доберем с помощью новых проектов и реорганизации существующих ферм",— говорил ранее "Ъ" министр инвестиций и инноваций Подмосковья Денис Буцаев.
По мнению господина Буцаева, в регионе уже существует достаточное количество теплиц и "можно сказать, что мы закрыли потребность по самообеспеченности овощами". Так, крупное производство тепличных овощей в регионе есть у "Технологий тепличного роста" (бренд "Технологии роста") — комбинат "Луховицкие овощи" на 12 га мощностью 10 тыс. тонн продукции в год с возможностью расширения. В 2019-2020 годах теплицы на 60 га мощностью более 50 тыс. тонн томатов в Подмосковье планирует построить и один из крупнейших российских производителей тепличных овощей — ставропольский холдинг "Эко-культура". "Подмосковный климат менее подходящий для выращивания тепличных овощей, чем условия на юге, себестоимость продукции получается выше, но близость к Москве все компенсирует. Причем дело не столько в длине логистического плеча, сколько в возможности оперативно реагировать на запросы розничных сетей и корректировать ассортимент",— рассказывает собеседник "Ъ" в крупном производителе.
Из крупных подмосковных производителей мяса и мясной продукции глава Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин выделяет Константиновскую и Петелинскую птицефабрики группы "Черкизово", свинокомплексы тайской CP Foods (входит в CP Group), мясокомбинат "Велком" и пр. По его словам, Московскую область отличает более высокая концентрация промышленного мясного производства разного масштаба, чем в среднем по России. Так, по данным Мособлстата на конец октября, в личных подсобных хозяйствах Подмосковья содержалось 5,7% всех голов крупного рогатого скота и 3% голов свиней при средних показателях по стране около 50% и 17% соответственно. Кроме того, Москва — лидер по потреблению готовой мясной продукции, поэтому наиболее популярна в Подмосковье именно переработка, отмечает Сергей Юшин. По оценкам Андрея Разина, в регионе работает около 60 производителей мясных и колбасных изделий, среди которых он выделяет мясокомбинат "Клинский", "Мортадель", завод "Ремит" и пр. Крупнейший проект в регионе в этом сегменте сегодня реализует "Черкизово". Группа продолжает строительство мясоперерабатывающего комплекса "Кашира" на 80 тонн готовой продукции в сутки стоимостью более 6 млрд руб. Как отмечает Дарья Снитко, для индустриального животноводства Московская область не самый подходящий регион из-за экологических особенностей этих производств, относительно дорогого зерна, небольшой площади, пригодной под сельхозобработку земли, и ее довольно высокой стоимости. Особой экономической выгоды от наличия таких производств рядом с Москвой также нет: стоимость доставки охлажденного и замороженного мяса из Подмосковья будет сравнима с затратами на логистику из соседних регионов, заключает аналитик.
Подмосковье еще и крупнейший производитель кондитерских изделий в стране, который поставляет около 12% всех российских сладостей, добавляет исполнительный директор Центра исследований кондитерского рынка Елизавета Никитина. Основным местным игроком на рынке считается Mars, у которого в Подмосковье работают две фабрики, заметны и такие компании производства, как комбинат "Озерский сувенир" (выпускает более 100 наименований шоколада, конфет, орехов, сухофруктов и мармелада) и "Гранъ" (производит мягкие и хрустящие виды заварного печенья). В конце 2016 — начале 2017 годов оба предприятия были поглощены новосибирской "KDV-Групп" (бренды "Яшкино", "Бонди" и пр.). По мнению госпожи Никитиной, привлекательность Подмосковья для кондитерского производства также объясняется соседством с Москвой — крупнейшим потребителем сладостей в России — и более выгодными условиями, чем в столице, из-за снижения затрат на аренду и рабочую силу. "Активно наращивают мощности и действующие предприятия. В Егорьевске кондитерская фабрика "Победа" продолжает расширение производства. Там же заканчивает модернизацию своей площадки Lantmannen Unibake — поставщик булочек для сети ресторанов McDonald`s",— добавляет и. о. гендиректора Корпорации развития Московской области Кирилл Бычков. По оценкам Андрея Разина, производством хлебобулочных изделий в регионе занимаются около 40 крупных игроков, включая "Щелковохлеб", "Дедовский хлеб" и пр. Здесь также важны быстрая доставка и возможность оперативно обновлять ассортимент, поэтому соседство с Москвой — один из решающих факторов, указывает сотрудник одного из производителей.
По словам Дарьи Снитко, в 2000-е годы новые крупные проекты по производству продуктов в регионе почти не появлялись — изменилась ситуация в 2010-е годы, с приходом новых властей, которые стали активно привлекать в область инвесторов. Среди них есть и уникальные проекты не только для региона, но и для страны. Так, в апреле 2017 года стало известно, что китайская Hunan Super Industrial планирует инвестировать $150 млн в строительство в Подмосковье предприятия по выпуску 1,5 тыс. тонн чая, 40 тыс. тонн фруктовых консервов и 10 тыс. тонн соков в год. В случае реализации проекта это будет первый опыт локализации производства чая в России со стороны китайской компании. По словам господина Бычкова, с введением РФ ответных санкций в 2014 году локализация производственных мощностей стала оптимальным путем выхода на российский рынок для иностранных пищевых компаний.
Денис Буцаев, впрочем, полагает, что время ажиотажного спроса на инвестиции в производство продуктов и АПК в Подмосковье проходит, а на первое место будет выходить качество инвестирования. По его мнению, масштабные проекты в отрасли, связанные с выделением больших объемов земли, заканчиваются и в 2018 году речь будет идти уже непосредственно о строительстве, вводе в эксплуатацию объектов.