23 декабря 2024 г., Понедельник
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


Минсельхоз решит проблему экспорта зерна

23 ноября 2017 11:35

Минсельхоз намерен построить новые перевалочные пункты для зерна на российских границах. Они появятся в узловых логистических точках. Согласно приказу ведомства, подписанному министром Александром Ткачевым, к 2020 году в портах Дальнего Востока, в Азово-Черноморском и Балтийском бассейнах появятся новые зерновые терминалы общей вместимостью порядка 44-54 млн т — это соответствует объемам годового экспорта зерна из России. «Известия» ознакомились с документом. По оценке экспертов, это позволит поддержать производителей зерна, которые собрали второй рекордный урожай подряд. 

Минсельхоз подготовил приказ об утверждении программ продвижения и увеличения объемов экспорта отдельных видов продукции АПК (есть в распоряжении «Известий»). Документ утвержден 19 октября и подписан министром сельского хозяйства Александром Ткачевым. В нем, в частности, рассматривается возможность роста поставок зерна за рубеж. Приказ вступил в силу с 19 октября.

В документе сказано, что «в настоящее время производство зерна в РФ полностью обеспечивает внутреннее потребление и создает значительный экспортный потенциал». Кроме того, согласно документу, «экспорт зерновых стал одним из важнейших экономических инструментов внешней политики». Но сейчас существует серьезная проблема хранения зерна в устарелых складах, перевалочных пунктах, что «может привести к потерям собранного урожая в объеме до 10%».

Минсельхоз предлагает создать в ближайшие три года новые перевалочные зерновые терминалы, из которых продукция будет поступать за рубеж. В министерстве «Известиям» рассказали, что в настоящий момент уже реализуется несколько проектов по развитию портовой перевалки зерна. 

— Одним из проектов является строительство зернового терминала в забайкальском крае и экспорт сибирского зерна в Китай (Забайкальский зерновой терминал). На данный момент завершено проектирование, получено положительное заключение экспертизы проектной документации, начато строительство. Кроме того, на Дальнем Востоке реализуется проект по строительству Дальневосточного зернового терминала (мощность пускового комплекса — до 3 млн т в год). Сейчас ведутся проектные работы, строительство будет начато в следующем году. А в Азово-Черноморском бассейне сейчас идет реконструкция Новороссийского комбината хлебопродуктов, после которой мощности по перевалке зерна на этом терминале увеличатся почти в два раза, — пояснили в ведомстве.

Таким образом, в Азово-Черноморском бассейне будут расширены мощности хранения до 40–45 млн т. А также построят новые зерновые терминалы вместимостью 1 млн т в Балтийском бассейне.

В Национальном союзе зернопроизводителей подтвердили необходимость появления таких объектов.

— Россия в последние годы устойчиво производит более 100 млн т зерновых культур за сельскохозяйственный сезон. И около трети всего собранного урожая отправляет за рубеж. Потребителями российского зерна являются более 130 стран мира, расположенных на разных континентах. Строительство новых перевалочных пунктов в портах России действительно очень важно, поскольку в условиях переизбытка урожая нужно отправлять излишки на экспорт, — сообщил «Известиям» президент Национального союза зернопроизводителей Павел Скурихин.

Как рассказал эксперт, в прошлом году через зерновые терминалы было отгружено порядка 35 млн тонн зерновых и зернобобовых культур. Основная масса сельхозпродукции отгружается через Азово-Черноморский бассейн, в который входят порты в Новороссийске, Тамани, Темрюке, Туапсе, Ейске, Ростове-на-Дону. Из Азово-Черноморского бассейна зерно попадает в Турцию и Египет.

— В портах Дальнего Востока сейчас нет зерновых терминалов. Там осуществляется прямая перевалка продукции, при этом отсутствует возможность по ее накоплению в порту. Поэтому планируемое строительство перевалочных пунктов мощностью 3-8 млн т просто необходимо. С Дальнего Востока Россия поставляет зерно на очень перспективные рынки Индонезии, Китая, Южной Кореи, — добавил Павел Скурихин.

Эксперт также сообщил, что в Балтийском бассейне в настоящий момент действует зерновой терминал, вмещающий порядка 1,5–2 млн т продукции в год. Но необходимо наращивать мощность и на этом участке, поскольку в покупке российского зерна заинтересованы некоторые страны Евросоюза. Поэтому запланированное Минсельхозом строительство новых перевалочных пунктов в Балтийском бассейне вместимостью не менее 1 млн т позволит наладить сотрудничество с ЕС.

— Есть возможность развивать мощности в порту Усть-Луга Ленинградской области и в Санкт-Петербурге, — отметил Павел Скурихин.

В Национальной ассоциации экспортеров сельскохозяйственной продукции «Известиям» сообщили, что из-за растущего производства зерновых вся логистическая инфраструктура, через которую осуществляется вывоз, сейчас работает на пределе.

— Существующие мощности нужно увеличивать как минимум в два раза. Но я не могу быть уверен, что к 2020 году запланированное Минсельхозом возведение новых зерновых терминалов будет полностью осуществлено, — рассказал президент Национальной ассоциации экспортеров сельскохозяйственной продукции Сергей Балан.

По данным Минсельхоза, по состоянию на 20 ноября зерновые и зернобобовые культуры собраны с площади 45,7 млн га. Получено 138,3 млн т зерна (в 2016 году — 123,8 млн т) при урожайности 30,3 ц/га (в 2016 году — 27,2 ц/га). По оперативным данным ФТС, на 15 ноября этого года экспортеры вывезли уже 19,1 млн т зерна, в том числе 14,8 млн тонн пшеницы, что на 26% выше уровня экспорта прошлого года.

Новые перевалочные пункты позволят формировать товарные партии зерна для поставок за рубеж. Они способствуют росту экспорта и тому, что производство зерна будет оставаться рентабельным в условиях увеличения урожая.

Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: