Минсельхоз сдает пилотирование - Госпрограмма развития АПК переведена на проектный подход
Минсельхоз подготовил проект обновленной госпрограммы развития сельского хозяйства до 2020 года — документ разработан в рамках бюджетной реформы, предусматривающей перевод пяти наиболее значимых программ на проектный подход. Как и предполагает реформа, ведомство сократило число целевых показателей госпрограммы до пяти: среди выделенных теперь целей — увеличение экспорта сельхозпродукции до $21,4 млрд в 2020 году и рост инвестиций в отрасль на 12,4%. Финансирование госпрограммы в 2018 году предложено увеличить на 20%, до 241,3 млрд руб.; впрочем, это соответствует ранее данным обещаниям правительства.
Проект первой пилотной госпрограммы — развития сельского хозяйства до 2020 года — подготовлен Минсельхозом в рамках перехода на проектный метод и опубликован на портале regulation.gov.ru. Напомним, правительство выделило пять наиболее значимых программ, на которых будет отрабатывать новый подход — это образование, здравоохранение, а также жилищная, транспортная и сельскохозяйственная госпрограммы. Профильные ФЦП при этом будут досрочно прекращены с 2018 года — их незаконченные мероприятия войдут в новые госпрограммы, проекты которых должны быть внесены в Белый дом к 15 ноября.
В новой редакции программы развития АПК сформулировано пять основных целей, как этого и требует внедрение проектного подхода (нынешняя версия документа насчитывает более десяти показателей). Теперь Минсельхоз ожидает в 2020 году значения произведенной добавленной стоимости в АПК в 4 трлн руб. и роста инвестиций в основной капитал сельского хозяйства на 12,4% по сравнению с 2015 годом. Доходы домохозяйств в сельской местности, говорится в проекте, должны составить в 2020 году не менее 18,3 тыс. руб. на человека в месяц (16,7 тыс. руб. в 2015 году). Кроме того, Минсельхоз ставит задачу по росту экспорта сельхозпродукции — в 2018 году он должен составить 17%, в 2019-м — 24%, а 2020-м — уже 32% по сравнению с 2015 годом. В результате поставки сельхозпродукции могут достигнуть $21,4 млрд ($17,1 млрд в 2016 году), а в этом году Минсельхоз ожидает сельхозэкспорта на уровне $20 млрд.
Один из целевых показателей вызвал у Минсельхоза затруднения — как отмечают в ведомстве, ему не удалось включить в формулировку ключевых целей несколько показателей «продовольственной безопасности»: цель, по правилам формирования «пилотов», должна быть измерима, но показателя, который учитывал бы все показатели доктрины продбезопасности, нет. Вместо этого Минсельхозу пришлось выбрать другую величину — индекс производства сельхозпродукции, к 2020 году он должен составить 110,8% в сопоставимых ценах к 2015 году.
Структура самой госпрограммы делится на проектную и процессную части. В первую вошли четыре проекта: «Ускоренное обеспечение импортозамещения», «Стимулирование инвестиционной деятельности в АПК», «Техническая модернизация», а также уже реализуемый с 2017 года в рамках «проектного офиса» приоритетный проект «Экспорт продукции АПК». Процессную часть составляют десять подпрограмм — в некоторые из них включены мероприятия досрочно прекращенных ФЦП.
Финансирование госпрограммы из бюджета в следующем году, согласно проекту, составит 241,3 млрд руб., что примерно соответствует объемам этого года. Отметим, нынешняя версия госпрограммы на 2018 год предусматривает 197,9 млрд руб.— хотя проект федерального бюджета на 2018–2020 годы, одобренный в первом чтении на прошлой неделе, предполагает 222,3 млрд руб. Также президент поручил правительству проработать до 1 декабря вопрос о выделении отрасли дополнительных 20 млрд руб.
Отметим, что, несмотря на формальное ужесточение правил формирования госпрограмм, ответственность за недостижение их целей пока остается неопределенной — в правилах формирования и реализации пилотных документов сказано лишь, что ее несет ответственный исполнитель, а Минэкономики ранее обещало «персональную» ответственность за эффективность «пилотов».