РЖД не видят на своей сети дефицита в вагонах-зерновозах для вывоза урожая
"Дефицита зерновозов нет. Для вывоза всего прогнозируемого урожая зерновых экспортерам достаточно 32,5 тыс. единиц подвижного состава. Парк (таких - ИФ) вагонов на сети - 40 тыс. (Он - ИФ) находится в управлении операторов подвижного состава или собственников", - заявил начальник отдела по анализу деятельности участников транспортного рынка центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) РЖД Михаил Семенчин, слова которого приводит корпоративное издание монополии.
При этом оно отмечает, что производство зерновозов в 2017 г. выросло более чем на 50%, и операторы закупили свыше 1,7 таких вагонов.
При этом, по словам М.Семенчина, РЖД уже несколько лет проводят работу по ускорению оборота зерновозов. За два года средний оборот вагонов снизился на 20% - с 25 суток в 2015 г. до 20 суток в 2017 г. В то же время, как отмечает издание, отправители и получатели грузов "не всегда эффективно управляют парком", нередко подвижной состав используется как "склады на колесах". По итогам 8 месяцев 2017 г. среднее время зерновозов под погрузкой превышало 85 часов, а в отдельных регионах - 130, под выгрузкой - 60 и 150 часов, соответственно. "Уменьшение простоев позволит высвободить дополнительные погрузочные ресурсы", - отмечает издание.
По данным центральной дирекции управления движением, сейчас основной зерновой поток идет в южном направлении - на ОАО "Новороссийский зерновой терминал" (НЗТ), ПАО "Новороссийский комбинат хлебопродуктов" (MOEX: NKHP) (НКХП), АО "Зерновой терминал "КСК" в Новороссийске, АО "Туапсинский морской торговый порт" (MOEX: TMTP) (ТМТП), ООО "Аутспан Интернешнл" на станции Азов, АО "Ейский портовый элеватор". За 8 месяцев 2017 г. отправка зерновых грузов в российские порты выросла на 39,4% по сравнению с тем же периодом 2016 г., до 4,8 млн тонн, в том числе через Новороссийск перевезено 3,4 млн тонн (+71,8%), через Туапсе - 1,2 млн тонн (на 3% меньше).
При этом, как отмечает издание, НЗТ, НКХП, КСК не обеспечивают выгрузку вагонов в соответствии с перерабатывающими способностями. В частности, на "Новороссийском комбинате хлебопродуктов" из-за ремонта элеватора она не превышает 114 вагонов в среднем в сутки при лимите в 150 вагонов. Между тем, на Северо-Кавказской железной дороге РЖД сейчас находятся 1,159 тыс. вагонов, следующих этому получателю, в том числе 218 вагонов - на станции Новороссийск. При наличии на СКЖД 890 вагонов в адрес "Новороссийского зернового терминала" выгрузка там составляет 179 вагонов в сутки. При этом практически не загружены мощности КСК - выгрузка там не превышает 49 вагонов в сутки при способностях в 100 вагонов. Такая же ситуация в ТМТП: в среднем выгружается 95 вагонов в сутки при норме 120.
"Грузоотправители могли бы использовать свободные мощности портов Санкт-Петербург и Калининград (в том числе с выгрузкой зерна по прямому варианту - из вагона на борт судна), а также воспользоваться услугой РЖД по перевозке грузов по расписанию и "Грузовым экспрессом". С начала года сформировано и отправлено 819 (таких - ИФ) поездов, из них 763 - на Северо-Кавказской железной дороге", - отмечает издание.
По прогнозам ЦФТО РЖД, до конца 2017 г. будет перевезено 21,3 млн тонн зерна, в том числе 11 млн - на экспорт. Для бесперебойного вывоза на экспорт и взаимодействия участников перевозочного процесса в министерстве сельского хозяйства РФ создан оперативный штаб по мониторингу и регулированию рынка, который возглавил первый замглавы ведомства Джамбулат Хатуов. В состав штаба вошли представители Минсельхоза, Минтранса, РЖД, экспортеров и трейдеров, производители зерна, эксперты. В среду на заседании штаба было заявлено, что урожай может составить до 135 млн тонн, тогда как в 2016 г. собрали 120 млн.
Как сообщил М.Семенчин, за 8 месяцев 2017 г. погрузка зерна на железной дороге составила 12,4 млн тонн, что на 10,8% больше, чем год назад. На экспорт было отправлено 6,4 млн и 5,1 млн тонн, соответственно. В первой декаде сентября погрузка зерна на сети увеличилась на 7,8%, экспорт - на 50,7%. "Крупные грузоотправители, которые заблаговременно зарезервировали подвижной состав и грамотно спланировали логистику, проблем с перевозкой урожая не испытывают. Что касается небольших компаний, то они пытаются брать вагоны на спотовом рынке без гарантий погрузки, что не всегда удается", - отмечает издание.