Портам выставили счет. Они обещают оспорить взыскания ФАС
Как стало известно „Ъ“, ФАС взыщет с НМТП и Global Ports в целом почти 17 млрд руб. В такую сумму служба оценила доходы компаний от монополистической деятельности в 2015 году. Мурманский торговый порт, проходивший по тому же делу, оправдан; своего вердикта ожидает UCL Владимира Лисина. По мнению аналитиков, расходы неподъемны и сумма будет уменьшена через суд, куда планируют обратиться пострадавшие.
ФАС выдала предписание Новороссийскому морскому торговому порту (НМТП, подконтролен «Транснефти» и группе «Сумма» Зиявудина Магомедова) и трем компаниям группы Global Ports — Первому контейнерному терминалу (ПКТ), «Петролеспорту» и Восточной стивидорной компании (ВСК) перечислить в бюджет 16,8 млрд руб. дохода, полученного в результате злоупотребления доминирующим положением. Об этом „Ъ“ сообщили источники в отрасли и подтвердили в ФАС. Сумма к взысканию с НМТП составляет 9,74 млрд руб., с ПКТ — 4,17 млрд руб., «Петролеспорта» — 1,27 млрд руб. и с ВСК — 1,6 млрд руб. Перечислить деньги компании должны в течение 180 дней.
ФАС возбудила антимонопольные дела против девяти стивидоров в июне 2016 года, заподозрив их в завышении цен на перевалку контейнеров, зерна, нефти и минудобрений. Это НМТП и Приморский торговый порт («Транснефть» и «Сумма»), ПКТ, «Петролеспорт» и ВСК (Global Ports), Туапсинский морской торговый порт и Контейнерный терминал Санкт-Петербург (входят в UCLH Владимира Лисина), а также подконтрольные структурам Андрея Мельниченко Мурманский морской торговый порт (МТП, 39% у СУЭК, 37% у «Еврохима») и «Агросфера» (55% у «Еврохима»).
В конце марта ФАС истребовала с НМТП и компаний Global Ports соответственно средства, полученные от монопольной деятельности, тогда сумма не называлась (см. „Ъ“ от 23 и 27 марта). При этом ФАС оправдала мурманских стивидоров: 30 марта служба сообщила, что не нашла нарушений в действиях МТП, «Агросферы» и Мурманского балкерного терминала, что цены их увеличивались соразмерно расходам, а также они перевели, как настаивала ФАС, цены в рубли (НМТП с 1 января перевел в рубли только цены на каботажные перевозки). В отношении их дело было прекращено. Но источник в отрасли отмечает, что у мурманских компаний и должны быть низкие цены, так как, будучи фактически кэптивными портами химиков, они развиваются за счет доходов от реализации удобрений, а не ставки перевалки.
В НМТП „Ъ“ заявили, что придерживаются прежней позиции: компания не согласна с решением ФАС, будет оспаривать его в суде, а также настаивает, что не завышала тарифы, а если бы завышала, клиенты могли бы направить грузы через другие терминалы, чего они не сделали. В суд компания пойдет в ближайшие недели, говорит источник, знакомый с ситуацией. В Global Ports говорят, что не получали решений и предписаний ФАС и не знают о факте их выхода. «Что касается обнародованной позиции ФАС, то мы убеждены, что не нарушали антимонопольного законодательства, и намерены отстаивать свою правоту в суде»,— заявляют в Global Ports.
В ФАС пояснили, что сумма получена путем вычета из фактического дохода за год, когда произошло нарушение, того дохода, который был бы получен при норме рентабельности, соответствующей году до нарушения, проиндексированному с учетом инфляции. «До повышения цен рентабельность у стивидоров была прекрасной,— поясняют в службе. — Сейчас в бюджет взыскивается сверхрентабельность, но даже после этого они не останутся в убытке или нуле».
В ФАС не исключают, что нынешние дела в отношении стивидоров не последние, а также напоминают, что до сих пор не принято решение по компаниям группы UCL. При этом источник, близкий к ведомству, подчеркивает, что недавно служба прекратила дело в отношении Мурманского порта, который активно сотрудничал с ФАС и, не дожидаясь решения, перевел ставки в рубли, и уверяет, что такой опыт может быть полезен другим участникам отрасли.
«Начисленные суммы существенны для компаний: это около 35% годовой выручки для Global Ports и 18% — для группы НМТП»,— отмечает Денис Ворчик из «Уралсиба», называя штрафы «неподъемными». Он также удивляется обвинениям ФАС в отношении терминалов Global Ports, которые «и так работают на высококонкурентном рынке». По мнению аналитика, обоим холдингам удастся серьезно снизить сумму штрафов через суд.