Новосибирская область увеличит поставки зерновых в Китай в 18,5 раз
В 2016 году Новосибирская область впервые планирует начать поставки пшеницы в Китай. Зернопроизводители готовы предложить восточному соседу 160 тыс. т пшеницы, а также 10 тыс. т овса и 15 тыс. т рапса. В результате объемы экспорта зерновых из региона увеличатся почти в 18,5 раз. Областные власти считают, что регион вынужден торговать зерном «от бедности», из-за нехватки собственных перерабатывающих мощностей. Аналитики рынка, напротив, отмечают, что поставки зерна выгодны для Сибири в нынешних экономических условиях.
Впервые в 2016 году Новосибирская область может начать поставки пшеницы в Китай. Как рассказал „Ъ“ генеральный директор Новосибирской продовольственной корпорации (компания занимается оптовой торговлей зерном) Александр Тепляков, договор с китайскими партнерами заключен на поставку 160 тыс. т пшеницы и 10 тыс. т овса. В прошлом году, по данным областного управления Россельхознадзора, из Новосибирской области в Китай было экспортировано лишь 10 тыс. т рапса. В этом году восточному соседу планируется направить 15 тыс. т новосибирского рапса. Всего, по словам господина Теплякова, его компания в этом году планирует экспортировать в Китай из Новосибирской, Омской областей и Алтайского края 150 тыс. т масличных культур — по 50 тыс. т рапса, льна и подсолнечника. «В прошлом году, учитывая поставки из Красноярска, Иркутска, мы вывезли из Сибири в Китай 40 тыс. т зерна»,— говорит господин Тепляков. По его словам, главная проблема в поставках пшеницы в Китай — отсутствие разрешения на ввоз пшеницы со стороны китайских властей: «Договор мы заключили. Все согласовано, но квот пока ни у кого нет».
Комментируя планируемое увеличение поставок зерновых в Китай из Новосибирской области, министр сельского хозяйства региона Василий Пронькин отметил, что экспорт зерновых — мера вынужденная. Из-за жесткой конкуренции на интервенционных торгах снижается цена на зерно. Как сообщил „Ъ“ начальник отдела товарных операций Сибирской межбанковской валютной биржи Василий Караваев, на состоявшихся на минувшей неделе торгах новосибирские зернопроизводители продали около 9,4 тыс. т в среднем по 9 тыс. руб. за тонну пшеницы четвертого класса — это на 1,4 тыс. руб. меньше стартовой цены. Пока Новосибирская область при нынешнем валовом урожае зерновых почти 2,6 млн т (в 2015 году — менее 2,2 млн т) продала в интервенционный фонд чуть более 32 тыс. т пшеницы.
Министр считает, что регион торгует зерном «от бедности», потому что своих мощностей по его глубокой переработке в продукцию с добавочной стоимостью «у нас просто мало». Несколько лет назад в Новосибирской области надежды возлагались на проекты по созданию предприятий по переработке фуражного зерна с получением биоэтанола. Один из них — «Первый сибирский комбинат» — мощностью 200 тыс. т в год и стоимостью €150 млн компания Sangri ltd намеревалась реализовать на территории наукограда Кольцово. Еще один завод мощностью до 600 тыс. т в год за €240 млн (совместный проект чешской Vuchz и ООО «Каинск-БИО») предполагалось построить в Куйбышевском районе. Первый проект был анонсирован в 2008 году, второй — на год позже, но оба по разным причинам так и остались на бумаге.
По мнению аналитиков, альтернативы экспорту зерна в настоящее время в России нет. «Рынок биоэтанола в России отсутствует, нет господдержки таких проектов, а акцизы с этанола полностью изымаются в бюджет. Поэтому для сибиряков остается развитие экспортного направления, в том числе в Китай»,— считает исполнительный директор центра «Совэкон» Андрей Сизов. По его словам, подобная тенденция превалирует и на мировом рынке: «Если мировой экспорт пшеницы сегодня составляет 150–170 млн т, то продукта ее переработки — муки — продается всего 12 млн т». Финансовый аналитик ГК «Финам» Тимур Нигматуллин также подчеркивает, что «экспортировать зерно стало выгодно на фоне девальвации рубля и отмены экспортных пошлин».
Президент Сибирского зернового союза (СЗС) Дмитрий Терешков отметил, что «наиболее заинтересованным импортером» является Индонезия, а не Китай, где «нас особо не ждут из-за довольно жесткого таможенного законодательства». «Однако чтобы восточные рынки открылись для сибирского зернопроизводителя, необходимо отладить механизм контейнерных железнодорожных перевозок. Над решением этой проблемы сейчас и работает СЗС совместно со структурами РЖД»,— сообщил господин Терешков.