ОЗК приступила к проектировке терминала в порту Зарубино
«Объединенная зерновая компания» приступила к проектировке терминала мощностью до 10 млн т зерна в год в порту Зарубино Приморского края. Проект ценой более 40 млрд руб. рассчитан на экспорт в КНР. Параллельно в Забайкальске начинается строительство экспортного терминала на 8 млн т зерна в год за $1,1 млрд. Российские проекты продвигаются на фоне сокращения Китаем импорта зерна. Эксперты сомневаются в прогнозах потребностей соседей в зерне, а также указывают на дороговизну транспортировки до Приморья.
Проект «Объединенной зерновой компании» по созданию специализированного терминала в Приморье представил на втором Восточном экономическом форуме (ВЭФ) президент компании Марат Шайдаев. Компания отобрала проектировщиков, которые должны завершить работы к концу 2018 года. До 2021 года ОЗК может построить первый пусковой комплекс терминала мощностью до 3 млн т, а к 2024 году — довести перевалку до 10 млн т. Дальневосточный зерновой терминал в Зарубино сможет работать как с автотранспортом, так и с железной дорогой — рядом расположена станция Сухановка. Актуальную стоимость проекта президент ОЗК не уточнил, два года назад он оценивался в 40 млрд руб.
Об условиях поставок российской пшеницы в Китай две страны договорились еще в декабре 2015 года. Китай разрешил поставки зерна, выращенного в Алтайском и Красноярском краях, Новосибирской и Омской областях. Тогда замминистра сельского хозяйства РФ Сергей Левин озвучил план на 2016 год в объеме 300–350 тыс. т, а также ожидания значительного роста поставок зерновых в Китай в последующие годы — до 0,7–1 млн т. Позднее обе стороны заявили о планах переваливать зерно через терминал крупнейшего в КНР сухого порта Манчжурия в автономии Внутренняя Монголия. При этом страна-импортер, помимо пшеницы, готова принимать и перерабатывать на месте также семена льна, подсолнечник, гречиху, овес. В июне текущего года господин Левин заявил о планах поставок на первом этапе уже 2–3 млн т.
В конце июня забайкальский оператор ООО «Забайкальский зерновой терминал» и китайская Muyang Holdings Cо Ltd договорились о создании инфраструктурной части проекта «сухопутного зернового коридора Россия—Китай». Соглашение предусматривает строительство зернового терминала в Забайкальске мощностью до 8 млн т перевалки зерновых, зернобобовых и масличных культур в год. Выход на проектную мощность намечен к 2025 году. Цену вопроса стороны не озвучили, но по оценкам Минсельхоза проект тянет почти на $1,1 млрд. Строительство терминала планируется начать в сентябре и завершить за год.
На данный момент существуют оценки потребности КНР в сибирском и дальневосточном зерне к 2030 году в объеме до 50 млн т в год. Исходя из данных Международного совета по зерну (МСЗ), производство зерновых в Китае продолжает сокращаться. Так, согласно августовским оценкам МСЗ, Китай в сезоне 2016–2017 годов может получить урожай зерновых в 353,7 млн т против 363,5 млн т годом ранее. Прогноз потребления зерна в КНР на текущий сезон — 360,8 млн т. При этом КНР может продолжить сокращение импорта. Если в сезоне 2014–2015 годов объем импорта составил 26,6 млн т, то в 2015–2016 годах — 22,4 млн т, а в текущем сезоне ожидается еще более резкое сокращение — до 15,4 млн т. Снижение ввоза происходит на фоне накопления запасов: начальные запасы зерна в текущем сезоне оцениваются в 192,3 млн т (могут увеличиться до 199,4 млн т) против 165,3 млн т резервов годом ранее.
Гендиректор ГК «Русагро» Максим Басов считает, что сибирские и дальневосточные аграрии имеют неплохие шансы закрепиться на рынках АТР. В частности, «Русагро» работает с японскими потребителями, в этом году она поставит в Японию 60 тыс. т кукурузы.
Профессор Дальневосточного государственного агроуниверситета Владимир Боровиков считает, что транзит сибирского зерна имеет смысл, но транспортное плечо скажется на стоимости товара.