Аграрная реформа в Дагестане – необходимая мера для повышения эффективности землепользования
22 августа 2016 14:52
Пословица «В тесноте да не в обиде», как и в былые времена, крайне актуальна в современном обществе. Смысл ее прост и понятен: в небольшом пространстве соседствующим порой приходится уступать друг другу, за счет чего достигаются согласие и мир.
Вместе с тем, история помнит огромное количество случаев, когда соседи не желают идти на уступки, не желают делиться землей, что, как правило, вызывает споры, конфликты и междоусобицы.
Земельный вопрос для Дагестана всегда стоял остро. Актуален он и по сей день. Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов с первых дней своего назначения руководителем региона говорил о том, что земля должна иметь хозяина, а для этого нужно провести земельную реформу. Позже он поставил задачу в течение пяти лет провести соответствующие преобразования в управлении земельными реформами.
По мнению экспертов, земельная реформа является важнейшим элементом структурной перестройки экономики республики, целью которой является повышение эффективности использования земли, создание условий для увеличения социального, инвестиционного и производственного потенциала земли, превращение ее в мощный самостоятельный фактор экономического роста.
Стоит отметить, что проведение данных преобразований в аграрной республике, где население в основном занято производством, переработкой и сбытом продукции сельского хозяйства, остается наиболее важным всенародным делом. Поэтому вопросы, связанные с землей, должны решаться продуманно, в строгом соответствии с существующей федеральной и республиканской законодательной базами.
В то же время нельзя не учитывать изменившуюся реальную ситуацию в стране и республике. И эти изменения требуют внесения поправок в существующие законы.
Основными направлениями государственной политики в проведении земельной реформы являются вовлечение земельных участков в экономический оборот, создание регулируемого государством земельного рынка и его инфраструктуры; перераспределение земли и передача ее эффективным хозяйствующим субъектам; повышение плодородия почв и охрана земель.
О необходимости эффективного использования земель и скорейшего проведения земельной реформы говорилось в Послании Главы РД Рамазана Абдулатипова Народному Собранию РД в феврале 2016 года. Именно тогда Главой субъекта было дано четкое определение реформе.
«Стратегическая цель земельной реформы – это повышение эффективности землепользования и сохранение ценных сельскохозяйственных земель. Иной политики тут нет, и искать не надо. Но всем нам следует понять, что мы опоздали с земельной реформой лет на двадцать. Речь идет о налаживании эффективной системы использования земельных ресурсов, а значит, о развитии агропромышленного комплекса. Правительство и Народное Собрание прошу активизировать работу по формированию нормативной правовой базы республики в области земельных отношений», - отметил Рамазан Абдулатипов.
И работа была проведена. Так, в текущем году парламентом Дагестана были проведены публичные слушания сразу по нескольким законам, затрагивающим земельные отношения. Среди них – проекты законов Республики Дагестан «О регулировании земельных отношений», «О внесении изменений в Закон Республики Дагестан “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Республике Дагестан”», «О внесении изменений в Закон Республики Дагестан “О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан”».
Ключевым из них стоит назвать законопроект «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Республике Дагестан», которым прописано, что с 1 января 2018 года в республике планируется ввести частную собственность на земли сельхозназначения.
В России в подавляющем большинстве субъектов введена частная собственность на сельхозземли. Данную работу предстоит провести и в Дагестане. Однако в нашем регионе есть ряд сложностей. Первая и основная – это состояние земель сельхозназначения.
По словам доктора сельскохозяйственных наук, заведующего лабораторией биогеохимии Прикаспийского института биологических ресурсов ДНЦ РАН Гасана Гасанова, сложившееся в настоящее время в республике положение с землепользованием в сельскохозяйственных предприятиях можно охарактеризовать как переходное от общественной к частной собственности на землю.
«Она закреплена за фермерскими хозяйствами, сельскохозяйственными кооперативами на правах аренды: краткосрочной и долгосрочной, вплоть до 49 лет. Результат такой перестройки очевиден: сократилась площадь обрабатываемых земель, резко снизились урожайность всех выращиваемых культур и объемы производства продукции.
Земель среднего, хорошего и высшего качества в республике насчитывается всего 1 млн 800 тыс. гектаров, включая пашню. Это чуть больше 34 процентов от общей площади. Эти земли являются золотым фондом дагестанского народа, их надо беречь для будущих поколений», - отметил профессор.
Теперь немного цифр. По данным территориального Управления Россельхознадзора по РД, в республике общая площадь земель составляет более 5 млн га, в том числе земли сельскохозяйственного назначения и земли сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов - более 4 млн 700 тыс. га. Из них сельскохозяйственные угодья – это более 3 млн 200 тыс. га, в том числе пашни – 500 тыс. га, многолетние насаждения – 0,05 млн га, сенокосы – 0,15 млн га, пастбища – 2 млн 500 тыс. га. Из этой площади порядка 1 млн 700 тыс. га имеют статус земель отгонного животноводства.
За первое полугодие 2016 года в республике было выявлено нарушений при пользовании землями на площади свыше 4 тысяч гектаров. Самое частое нарушение – использование сельхозземель не по целевому назначению.
Не лучше ситуация с землями отгонного животноводства. Как сообщил руководитель ГКУ «Республиканское управление отгонного животноводства» Гасан Жахбаров, нынешнее состояние использования скотопрогонных трасс вызывает опасения и тревогу.
«Общая протяженность всех скотопрогонных трасс Дагестана составляет 2 тыс. 800 километров, а их площадь вместе со скотоплощадками – 148 тыс. гектаров. Скотопрогонные трассы в пределах Дагестана проложены по 53 маршрутам и проходят по территории 39 районов и 6 городов.
Почти 50 лет многие хозяйства осуществляли вместо перегона перевозку поголовья овец железнодорожным и автомобильным транспортом, а большинство хозяйств за два десятилетия вообще не перегоняют поголовье. В результате чего часть трасс скотопрогона не используется для перегона поголовья овец, частично эти участки близлежащими хозяйствами используются для своих целей, таких как пашня, выпас скота, посадка многолетних насаждений и т.д. В горных районах на многих участках госскотопрогонов разрушены переправы, мосты, смыты дороги, на равнине участки заросли бурьяном и кустарниками.
Имеются также проблемы, связанные с интенсивным строительством оросительно-сбросной сети и инженерных рисовых систем, многие участки трасс скотопрогона пересекают каналы, коллекторы, в результате чего усложняется использование трасс по прямому назначению или делается вообще невозможным.
Подобные случаи наиболее характерны для таких районов, как Карабудахкентский, Кизилюртовский, Казбековский, Хасавюртовский, Кумторкалинский, Буйнакский и ряд других, где выявлены многочисленные самозахваты земель и незаконное строительство на них капитальных строений», - сообщил он.
Здесь, по словам эксперта, вызывают недоумение позиции администраций, соответствующих служб, контролирующих органов городов, районов и сельских поселений. Именно им, по мнению Гасана Жахбарова, необходимо прекратить практику предоставлять муниципальные земли на летний период хозяйствам отгонного животноводства.
«Руководители муниципальных образований рассматривают проходящие по их территории скотопрогоны как неконтролируемые участки земель для размещения тех или иных объектов, ничего общего не имеющих с овцеводством», - подчеркнул собеседник агентства.
Дабы не быть голословным, эксперт озвучил одну цифру – 240 – именно столько нарушений земельного закона было выявлено с 2013 по 2015 год в результате проведенных рейдовых проверок скотопрогонных трасс республики.
Решение проблем с трассами скотопрогона видится с принятием законопроекта «О внесении изменений в Закон Республики Дагестан “О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан”». Данным документом предполагается, что участки государственных трасс скотопрогонов, которые длительное время не использовались по назначению, будут переданы в фонд перераспределения земель.
В Дагестане много проблем, связанных с земельными ресурсами, которые предстоит решить. О них неоднократно говорил Глава региона. В том же Послании он озвучил и проблему использования земель федерального значения, особенно в прибрежной зоне, неэффективное управление которыми приводит к их незаконному использованию.