Законопроект о маркировке ГМО прошел через Сенат США
Вчера вечером верхняя палата американского Конгресса одобрила в первом чтении федеральный законопроект об обязательной маркировке продуктов питания, содержащих ГМО. Противники ГМО считают законопроект чересчур мягким, поскольку в нем нет штрафных санкций за несоблюдение, что делает положения возможного закона, по сути, рекомендательными.
Прошедший первое чтение законопроект предполагает три варианта маркировки ГМО на продуктах питания: письменное обозначение о наличии ГМО; указание сайта производителя с адресом конкретного продукта, где указана эта информация; либо QR-код, просканировав который при помощи смартфона потребитель может пройти на страницу данного продукта. Пока в США велась разработка законопроекта, в некоторых штатах (Калифорния, Орегон) законодатели уже начали принимать свои рекомендации по указанию наличия ГМО в продуктах питания, однако противникам этих инициатив удалось оспорить их в суде.
Впрочем, закон, принятый в штате Вермонт в 2014 году, прошел через суды и на прошлой неделе вступил в силу. Согласно ему, продаваемые в данном штате продукты обязаны нести четкую текстовую информацию, если в них содержатся генетически модифицированная кукуруза, соя, рапс или сахарная свекла. Противники ГМО надеялись, что федеральный закон возьмет за образец закон штата Вермонт, однако сенаторы предпочли одобрить более мягкую версию законопроекта, разработка которого и без того затянулась. Противники законопроекта в его нынешнем виде даже провели акцию протеста во время голосования — представители Organic Consumers Association с галереи для посетителей начали бросать в сенаторов деньги и кричать: «Это деньги Monsanto!» и обвиняли законодателей в том, что они пошли на поводу у ГМО-лоббистов.
«С моей точки зрения, это не самый лучший законопроект из всех возможных. Но это лучший вариант для того, чтобы прийти хоть к какому-то соглашению в нынешних условиях»,— цитирует The New York Times сенатора-республиканца от штата Канзас Пэта Робертса, участвовавшего в подготовке законопроекта. Пока в США велись дискуссии о разработке федерального закона о маркировке ГМО, некоторые производители по своей инициативе начали маркировать свою продукцию на всей территории страны. В январе об этом объявила компания Campbell Soup, а позднее инициативу подхватили такие производители, как General Mills и ConAgra.