Железные дороги пошли по точкам
ОАО РЖД продолжает фиксировать резкий рост перевозок зерна и строительных грузов. Участники рынка и эксперты связывают динамику по зерну с рекордным экспортом, выводящим Россию на первое место в мире, и с низкой базой 2015 года. Строительные грузы растут на проблемах конкурентов железных дорог: ужесточении контроля за автоперевозками.
Погрузка на сети ОАО РЖД увеличивается, показывает опубликованная вчера статистика за январь--апрель. Общий рост составил 0,9% (395,3 млн тонн), причем наиболее заметно положительная динамика по зерну (на 13,1%, до 6,6 млн тонн) и строительным грузам (на 21,5%, до 41,6 млн тонн). С февраля рост перевозок строительных грузов превышает 20%, по зерну после январского спада на 18,7% был рост на 20-30%. Позитивная статистика подкрепляется данными портов: за первый квартал объем перевалки зерна увеличился на 40%, до 7,2 млн тонн.
Причина роста погрузки зерна — рекордный экспорт и низкая база, говорит замдиректора департамента стратегического маркетинга "Русагротранса" Игорь Павенский. В 2015 году с января по первую половину мая действовала вывозная пошлина €35 на тонну. В этом году из-за хорошего урожая, благоприятной погоды в малых портах, ослабления рубля с декабря по февраль росли темпы погрузки, в марте экспорт составил 2,8 млн тонн. В апреле он, по предварительным данным, достигнет 2,5 млн тонн, так как пошлина снижена до минимума (10 руб. на тонну), затем постепенно объемы будут падать, отмечает господин Павенский. Но по итогам сельскохозяйственного года Россия достигнет показателя 24,5 млн тонн, впервые обогнав США и выйдя на первое место в мире. Источник "Ъ" на рынке согласен, что основная причина роста — низкая база. Но сейчас российское зерно неконкурентоспособно по цене, говорит собеседник "Ъ", фермеры держат цену 12 тыс. руб. за тонну, несмотря на укрепление рубля. Вторая причина торможения рынка в том, что урожай в этом году начнется раньше из-за хорошей погоды (ячмень ожидают во второй половине июня при норме во второй декаде июля) и игроки уже уходят на ремонты до июня, когда ожидается возобновление активности. Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров добавляет, что на рост погрузки зерна повлияло и изменение направлений экспорта с юга на центр РФ, что побуждает использовать железную дорогу, а не автотранспорт.
Рост погрузки строительных грузов также связывают с конкуренцией видов транспорт. По словам исполнительного директора Рейтингового агентства строительного комплекса Вячеслава Строканя, одним из главных факторов могло стать значительное увеличение стоимости автоперевозок из-за внедрения системы "Платон". Господин Бурмистров добавляет, что ужесточение требований к допустимой максимальной нагрузке грузовых автомобилей обусловило снижение удельной загрузки при перевозке тяжеловесных грузов (щебня и песка) на 30-40% и рост стоимости перевозок на 40-50%. Также, отмечает он, экономическая эффективность автоперевозок снизилась после вступления в силу в июле 2015 года постановления правительства, увеличившего штрафы за нарушение правил перевозки и распространившего ответственность и на грузоотправителей. При этом, подчеркивает управляющий партнер СМПРО Владимир Гузь, основные потребители строительных грузов переживают падение рынка. Но, Михаил Бурмистров отмечает рост госфинансирования инфраструктурного строительства, например моста в Крым, расширение БАМа и Транссиб.