Россияне впервые за восемь лет стали тратить на еду более 50% доходов
19 апреля 2016 10:30
Рост уровня бедности вынудил россиян отказаться от товаров не первой необходимости и тратить более 50% доходов на продукты питания, выяснили эксперты. В режим экономии вошли не только малообеспеченные, но и средние слои
В феврале 2016 года россияне впервые за восемь лет потратили более 50% доходов на продукты питания. Об этом говорится в ежемесячном мониторинге социально-экономического положения и самочувствия населения Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС при президенте России.
«Доля продовольственных товаров, включая напитки, и табачных изделий впервые за восемь лет превысила долю непродовольственных товаров, составив в феврале 2016 года 50,1% и 49,9% объема розничной торговли товарами, соответственно», – говорится в докладе.
Эксперты отмечают, что устойчивая тенденция роста доли продовольствия в торговле отмечалась с января 2008 года. И впервые в февраля 2016 года показатель доли пищевых продуктов превысил долю непродовольственных товаров в розничной торговле, побив предыдущий рекорд доли продовольствия 49,6%, который был зафиксирован в мае 2009 года.
«Сейчас наметилась тенденция роста доли расходов населения на продукты питания, вполне логично отражая факт снижения реальных доходов <...> и роста бедности,— известно, что чем беднее домашнее хозяйство, тем большую часть бюджета оно тратит на продукты питания»,— отмечают авторы доклада.
Авторы исследования отмечают, что сокращение потребительской активности стало ответом на негативные явления в экономике. При этом в режим экономии вошли не только малообеспеченные, но и средние слои. По данным РАНХиГС, доля бедных россиян, которые стали экономить на товарах и услугах, в марте 2016 года выросла на 0,6 п. п.— до 89%, а доля представителей среднего класса увеличилась на 3,9 п. п.— до 79,3%.
При этом авторы доклада прогнозируют, в течение года продукты могут увеличить долю в объеме расходов россиян. Среди причин, по их словам, продолжающееся сокращение реальных доходов населения и в связи с этим — первоочередное потребление товаров первой необходимости.
Старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева заявила газете «Коммерсантъ», что сейчас у россиян не хватает покупательской уверенности. «Помимо расходов на продукты, есть ежемесячные платежи по потребительским кредитам, ипотеке и прочие обязательные траты. В таких условиях большинство россиян либо откладывают покупку автомобилей, дорогой электроники, мебели и т. д., либо вовсе отказываются от нее»,— рассказала она.