Перевозки зерна по РЖД выросли на 21,3%
По оперативной информации ОАО «РЖД», за 27 дней марта 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015-го перевозки зерна и продуктов перемола по российским железным дорогам увеличились на 21,3%.
Однако еще в январе текущего года данная номенклатура показывала отрицательную динамику (- 16,2% к аналогичному периоду прошлого года). Тогда, как отмечали эксперты НПК «ОВК», падение было обусловлено эффектом высокой базы: погрузка в январе 2015 г. была рекордной в преддверии ввода экспортных пошлин в феврале прошлого года. Ситуация переломилась в феврале текущего года, когда перевозки данной номенклатуры увеличились сразу на 18,4%.
По последним оценкам Минсельхоза РФ потенциал экспорта зерна из России к 2025 г. может составить 50 млн т, тогда как ранее прогнозировалось 30 млн т. В текущем сельхозгоду планируется поставить на экспорт 22 млн т (с 1 июля 2015 по 30 июня 2016 года) отечественной продукции, таким образом, Россия сможет возвратить себе статус крупнейшего поставщика зерна в мире.
Отраслевые аналитики прогнозируют дальнейший рост экспорта, так как мировые цены на зерно высокие. В связи с этим правительство рассматривает вопрос об обнулении экспортной пошлины на пшеницу. К тому же за счет девальвации рубля, традиционные конкуренты на мировом рынке проигрывают в стоимости продукции.
Напомним, что Россия для стабилизации ситуации на внутреннем рынке зерна с 1 февраля 2015 года ввела экспортную пошлину на пшеницу. Первая версия ее формулы с привязкой к курсу евро действовала до 15 мая, после чего была отменена. С 1 июля была введена новая формула пошлины — с привязкой к рублевым ценам на зерно, однако в сентябре была изменена и она. С 1 октября экспортная пошлина на пшеницу составляет 50% от таможенной стоимости минус 6,5 тыс. рублей за тонну, но не менее 10 рублей за тонну.