Турецкие грузы застряли на российской таможне
Турецкие грузы, застрявшие на российских таможенных пунктах после инцидента со сбитым Су-24, по-прежнему не могут их преодолеть, несмотря на постановления правительства РФ, запрещающее (с отсрочкой до 1 января) ввоз лишь отдельных видов продовольствия.
Турецкие грузовики не пускают через границу без объяснения причин, остальные фуры проезжают, но лишь до мест таможенного оформления, где они становятся в очередь на углубленный контроль, рассказал "Интерфаксу" источник в одной из компаний - таможенных представителей, которая занимается импортом товаров, в том числе турецкого происхождения.
Турецкие продовольственные грузы скапливаются на таможне, подтвердил "Интерфаксу" еще один источник, знакомый с ситуацией.
Таможенные органы РФ с 25 ноября, на следующий день после того как турецкие ВВС сбили российский бомбардировщик, перешли на процедуру полного досмотра грузов, прибывающих из Турции, сообщали "Интерфаксу" представители нескольких логистических компаний. ФТС эту информацию не комментировала.
"Пока на сегодняшний день (2 декабря - ИФ) у нас не было еще ни одного выпуска грузов в свободное обращение", - сообщил источник "Интерфакса" в компании-импортере. По его словам, 100%-ному досмотру, взятию проб и образцов товаров для проведения экспертизы по-прежнему подвергаются все товары турецкого происхождения. Все склады, на которые прибывают машины, забиты, у таможенников уже физически нет возможности проводить досмотр, утверждает собеседник агентства.
При этом минимальный срок проведения экспертизы по законодательству составляет 10 дней. "Получается, что любой турецкий товар минимум на 10 дней зависает на таможне", - посетовал источник.
Турецкий премьер-министр Ахмет Давутоглу во вторник заявил, что Турция предпримет меры по возвращению овощей и фруктов из российских таможенных пунктов, "пока они не сгнили". Минфин Грузии в среду сообщил, что российская сторона не впустила 38 турецких фур, следовавших транзитом в РФ.
Россия с 1 января ограничит импорт турецкого продовольствия, в основном овощей и фруктов. В списке запрещенных товаров оказались томаты, огурцы, лук, цветная капуста и брокколи, апельсины, мандарины, виноград, яблоки, груши, абрикосы, персики, нектарины, сливы, терн, клубника и земляника. Под запрет также попали замороженные куры и индейки, соль и гвоздики. На ряд крупных категорий турецкого продовольственного импорта - лимоны, рыбу, орехи, салат - продэмбарго не распространится.
Постановление правительства вступило в силу вечером во вторник. "Все необходимые инструкции и документы будут своевременно доведены до управлений, таможен и непосредственных исполнителей", - заявил "Интерфаксу" официальный представитель ФТС Александр Смеляков.
Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) приветствовала отсрочку введения запрета на турецкие продукты до 1 января. "Торговым компаниям необходимо срочное содействие ФТС и Россельхознадзора в оперативном получении и доставке без "технических проблем" до конечного потребителя ранее оплаченных грузов, которые уже являются собственностью российских торговых компаний", - заявила АКОРТ.
"Устранение отдельных необоснованных барьеров допуска на внутренний рынок и административной волокиты в отношении ранее закупленной продукции или продукции новых поставщиков является необходимым условием предотвращения дефицита и сдерживания ценового скачка в предновогодний период", - отмечается в заявлении АКОРТ.
Автокомпоненты не едут
Крупная статья российского импорта из Турции - комплектующие для собираемых в России автомобилей (и сами автомобили тоже). По словам источника "Интерфакса" в автомобилестроительной отрасли, "поставки идут, просто если раньше растаможивание занимало один день, то сейчас до четырех". "Проблемы есть у всех, разница лишь в масштабах", - сказал собеседник агентства, отметив, что компании работают с госорганами, чтобы исключить автокомпоненты из списка товаров, требующих более тщательного досмотра, и не допустить расширение эмбарго на них.
В российском подразделении японского автопроизводителя Nissan "Интерфаксу" сообщили, что компания расценивает риски с возможными сбоями поставок автокомпонентов из Турции как минимальные. "Мы активно работаем со всеми вовлеченными госорганами по этому вопросу", - сказал представитель компании.
Представитель Sollers заявил, что ситуация с поставками из Турции пока не изменилась. Компания ввозит из этой страны мелкую номенклатуру для производства внедорожников "УАЗ", в частности, уплотнители для стекол. "Регулярного графика поставок у нас нет, они осуществляются под заказ, поэтому оценить наличие задержек сложно", - сказал он, напомнив также, что эти детали всегда закупаются на несколько месяцев вперед, поэтому в настоящее время запас есть до февраля. "При необходимости за это время мы сможем найти альтернативных поставщиков, в том числе российских", - ранее говорил он.
В Renault, "АвтоВАЗе", группе "ГАЗ" и Toyota отказались от комментариев.