Кто навредит себе сильнее. Турецкий контроль за проливами против российского эмбарго
Турция начала учения в Мраморном море. Флот и береговая охрана отрабатывают антитеррористические операции и противодействие нелегальной миграции. Нагнетание напряженности между Москвой и Анкарой может обернуться возвращением старой проблемы – свободы российского судоходства через Босфор и Дарданеллы.
Российские официальные лица потребовали строго соблюдать нормы международного права в отношении судоходства, но проблема может возникнуть из-за разных трактовок и понимания. Морское право – одна из самых сложных сфер международного законодательства, где помимо договоров и конвенций могут действовать морские обычаи и правовые аналогии. Турция не подписала Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г. и руководствуется собственными правилами судоходства, а также Конвенцией Монтрё о проливах, ратифицированной в 1936 г. Если Турция будет регулярно проводить учения в Мраморном море, закрывая часть акватории для прохода торговых судов, это не будет нарушением морского права. Согласно 21-й статье Конвенции Монтре Турция может объявить, что находится под угрозой непосредственной военной опасности, и запретить проход военных кораблей через проливы. Это осложнит снабжение российской группировки в Сирии.
Конвенция Монтре подтверждает свободу торгового судоходства через проливы в мирное время, но в случае объявления угрозы военной опасности суда должны следовать только днем, по путям, указанным турецкими властями, и под контролем лоцманов. Турция, несмотря на обязанность соблюдать международное право, сохраняет суверенитет над проливами, напоминает руководитель практики морского права адвокатского бюро КИАП Айбек Ахмедов.
Турецкие морские власти могут задерживать российские корабли под предлогом проверки соблюдения санитарных, экологических и других норм.
Для Эрдогана и его окружения сейчас важно продемонстрировать силу и ответить на претензии Москвы, отмечает востоковед Леонид Исаев. То, что значительная часть российских кораблей ходит под флагами Панамы, Либерии и других «выгодных» стран, затруднит, но не исключит проверки отечественных грузов. Да, это скажется на доходах Турции, но восстановление имиджа великой державы может оказаться важнее экономических издержек.
Пострадает и Россия, 80–90% ее зернового экспорта идет через проливы и в Турцию, отмечает директор информационно-аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов.
Россия, судя по всему, собирается ограничить импорт продуктов из Турции. Если Турция «симметрично» закроет импорт российского зерна, подсолнечного масла и шрота, наш бизнес пострадает гораздо сильнее, чем от ограничения судоходства. Отдельные отечественные чиновники уже препятствуют погрузке товаров, предназначенных для Турции, и российский бизнес уже несет потери, сетует Сизов.