Ретейлеры предупредили о коллапсе с поставками продуктов после 15 ноября
Крупные продовольственные сети могут столкнуться с проблемами из-за отказов логистических компаний доставлять товары в связи с введением новой системы оплаты проезда для большегрузных машин.
Как сообщает газета «Коммерсантъ», по причине того, что логистические компании до сих пор не получили счетчиков системы «Платон» и их машины не могут без штрафов передвигаться по дорогам, около 30% перевозок товаров оказалось под вопросом. В частности, партнеры ИД «Интерторг» (сети «Семья», SPAR) уже уведомили о возможных трудностях и приостановке транспортировок после 15 ноября.
С аналогичными проблемами столкнулась и X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), которая оснастила собственный транспорт счетчиками, однако с проблемами столкнулись ее партнеры. Сети «Лента» и «Дикси» до сих пор не установили необходимых бортовых устройств на весь свой автопарк.
Представитель Metro Cash & Carry Оксана Токарева сообщила, что ретейлер сотрудничает с крупнейшими транспортными компаниями, которые самостоятельно ищут выход из сложившейся ситуации.
В одной из транспортных компаний, занимающейся перевозками товаров для крупнейших ретейлеров и производителей продовольствия, газете рассказали, что в стране порядка 1 млн большегрузных машин, которые необходимо подключить к системе «Платон». При этом пока счетчиков выпущено около 200 тыс. и лишь пятая часть из них роздана перевозчикам. В этой связи существует вероятность, что в воскресенье большинство грузовиков никуда не поедет.
В случае отсутствия машин массой свыше 12 т после 15 ноября некоторые компании будут вынуждены перейти на более мелкий транспорт, считает зампредседателя «Руспродсоюза» Дмитрий Леонов. Например, вместо одного 20-тонного грузовика придется заказывать два грузоподъемностью по 10 т. Однако это приведет к росту расходов на перевозки.
В соответствии с принятым правительством постановлением с 15 ноября до 29 февраля 2016 года размер взимаемой платы с машин грузоподъемностью свыше 12 т составит 1,53 руб./км, а с 1 марта 2016-го до 31 декабря 2018 года — 3,06 руб./км. Штраф за неоплаченный проезд составит 450 тыс. руб. за первое нарушение и 1 млн руб. за повторное.
11 ноября дальнобойщики в нескольких регионах России выстроили свои грузовики вдоль обочин, требуя отменить плату за проезд транспорта тяжелее 12 т по федеральным трассам. Акции прошли в Подмосковье, на Урале, в Сибири.
Ассоциация водителей-дальнобойщиков требует ввести мораторий на ввод системы как минимум на 1,5–2 года. За это время можно провести «реальное тестирование технологий и методик системы взимания платы, изучить влияние сбора на инфляцию, обсчитать всю экономику проекта и аргументированно либо принять, либо отвергнуть новую систему».