Александр Цапин: "Ретробонусы ритейлерам продуктов нужно ограничить
Депутаты Госдумы РФ предлагают снизить ретробонусы для сетей и запретить им получать иные выплаты от поставщиков.
"Вопрос создания совершенно понятных, четко определенных законодательно условий приемки товара ритейлерами крайне актуален. Сейчас реально получается, что выплаты, которые предъявляются поставщикам, практически ничем не ограничены ", - заявил в интервью РБК-Нижний Новгород заместитель генерального директора Торгово-промышленной палаты региона Александр Цапин.
Ранее группа депутатов и сенаторов во главе с председателем комитета Госдумы по безопасности Ириной Яровой внесла законопроект, ужесточающий закон "О торговле". Он предполагает снижение максимально разрешенного ретробонуса (плату поставщика ритейлеру за достижение определенного объема продаж) с 10% до 3% поставки, а также запрет на получение сетями любых другие выплат от поставщика.
Отрицательную оценку законопроекту дало Минэкономразвития. В ведомстве уверены, что сокращение бонусов ударит по самим поставщикам, а именно лишит их инструмента конкуренции. Без бонусов торговые сети будут сотрудничать только с крупными производителями. Для многих производителей вход в торговые сети станет практически невозможен. Пострадают, в частности, небольшие хлебопекарни, кондитерские, производители полуфабрикатов и местные фермеры.
В качестве побочных эффектов от ужесточения закона председатель комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин также назвал повышение цен на продукты для конечных потребителей.
Сами поставщики на законопроект отреагировали положительно. Многие из них не хотят пользоваться маркетинговыми платежами для продвижения своих продуктов на полках магазинов.
По словам гендиректора городецкого ЗАО "Молоко" Нины Квасниковой, сети охотно сотрудничают с теми поставщиками и производителями, которые предлагают продукцию, пользующуюся спросом у покупателей. Таким образом, качественная продукция и так оказывается на полках.
"Никакие бонусы мы не платим и платить не собираемся. Сети и так берут у нас беспроцентные кредиты. Думаете, они сразу за продукцию расплачиваются?" - сказала она.
По словам заместителя гендиректора ТПП, если сеть заинтересована в продаже продукции, то она создает приемлемые условия, требуя никаких дополнительных платежей. Такова, благодаря реализации программы "Покупай нижегородское", ситуация с нижегородскими производителями молочной продукции. С ними ритейлеры сотрудничают довольно охотно.
"Если же у сетей есть сомнения и они не видят пока выгод в продажах какого-то товара, то начинают требовать – заплати за вход, за полку. Далее возникают вопросы, связанные с условиями возврата продукции, если она не будет продана, вопросы со сроками оплаты поставок. Все эти возникающие проблемы мало предсказуемы", - отмечает Цапин.
По его мнению, есть смысл не останавливаться на цифре 3%, а разработать четкую дифференциацию по выплате бонусов (например, с 3% до 6%). При этом отмена "иных платежей", по словам Цапина, необходима.
"Поставщики продукции сейчас говорят о том, что, с одной стороны, было бы очень хорошо, если бы эти ограничения были введены, но в то же время признают, что творчество сетей безгранично. И главное, чтобы они не ввели какую-нибудь оплату за вывоз тары, за стоянку авто и т.д.", - пояснил он.
Что касается снижения конкурентности, то сети и так не слишком охотно идут на контакт с небольшими производителями. Примером могут служить нижегородские фермеры.
"Если говорить о фермерах и небольших предприятиях, то с сетями им работать сложно, потому что сети заинтересованы в крупных поставках, регламентированных по времени. С учетом этого региональные власти и ТПП реализовали ярмарки выходного дня. Кроме того, ведется работа по созданию коопераций, объединяющих небольших товаропроизводителей, чтобы именно через них они могли выходить на серьезный объем для госзакупок. Возможно, это также поможет наладить им сотрудничество с сетевыми магазинами", - добавил Цапин.
С 2009 года в Нижегородской области действует программа "Покупай нижегородское". По словам губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева, на момент её старта доля нижегородской продукции в местных магазинах не превышала 20%, теперь же по некоторым позициям достигает 60%. В планах правительства увеличить долю местной продукции в магазинах до 80%.