Cargill, терминал, порт. Так кому достанется "Южный"?
Министерство инфраструктуры Украины сообщило о подписании меморандума между одной из крупнейших частных компаний США Cargill и Администрацией морских портов Украины о строительстве зернового терминала в порту "Южный".
Американская компания Cargill ведет в Украине бизнес не первый год. Ранее компания говорила о заинтересованности в строительстве портового зернового терминала около Черного моря. Это бы способствовало развитию стратегии зернового и масличного бизнеса Cargill в Черноморском регионе. Подписанный документ подтверждает намерение Cargill приобрести 51% перевалочного терминала, который стивидорная компания "М.В. Карго" построит в порту "Южный".
"Новый терминал означает больше портовых сборов, больше поступлений в местный и государственный бюджеты, больше высокооплачиваемой работы для украинцев. Ведь после реализации инвестпроекта Cargill в Одесском регионе появится до 350 новых рабочих мест", — сообщил министр инфраструктуры Андрей Пивоварский.
Терминал позволит Cargill осуществлять перевалку зерновых, продуктов их переработки и других грузов. Пропускная способность первой очереди строительства составит до 5 млн тонн. Вторая очередь предусматривает увеличение мощности еще на 2-4 млн тонн. "Украина имеет мощный потенциал в сельскохозяйственном секторе, который в ближайшее время будет только расти. Чтобы иметь возможность обрабатывать больше грузов, Cargill нуждается в дополнительной инфраструктуре. Строительство терминала в порту "Южный" позволит нам отправлять оттуда на экспорт до 70% украинского грузопотока зерновых", — отметил генеральный директор Cargill М.Шульдт. Однако, все это дело будущего. Меморандум по своей форме только говорит о намерениях. И рассчитывать на благотворительный порыв американской компании не стоит. Фактически, в порту, который представляет целый имущественный комплекс, принадлежащий государству в лице АМПУ, появляется некая "частная лавочка" в виде зернового терминала, где большая часть принадлежит частной же компании с американским "гражданством".
Как сообщается, Cargill намерен войти в капитал компании, которая будет строить терминал. Кстати, реализация проекта начнется только после подписания договора о сотрудничестве, который определит сроки выполнения и параметры проекта, и самое главное, уровень ответственности сторон. И только после этого, в течение года может начаться строительство терминала. Его запуск предварительно запланирован на 2017 год.
Истинный мотив. Во всяком деле бывает два мотива, красивый и настоящий, говорит современный афоризм. Какими могут быть истинные мотивы появления меморандума о строительстве частного терминала в государственном морском порту? Тем более, что ранее правительство Украины заявило о намерении приватизировать стратегические предприятия, в том числе и порты. Затем обязательство провести приватизацию перекочевало в меморандум Украины с МВФ. Подписание меморандума с Cargill говорит, что украинское правительство начало "предварительную" распродажу стратегических объектов, не дожидаясь решения Рады.
Президент Украинской зерновой ассоциации Владимир Клименко прогнозирует рост экспорта зерновых после строительства нового терминала. "10 лет назад в Украине было два терминала, где мы могли грузить зерно в год 2-2,5 миллиона тонн. Это были государственные терминалы в портах Николаева и Одессы. За последние 10 лет частный бизнес построил такое количество терминалов, что Украина может грузить на экспорт до 50 миллионов тонн зерна", — отметил Клименко. По его словам, в прошлом маркетинговом году Украина отправила самый большой объем экспорта — 34,6 миллиона тонн. "Мы заняли третье место в мире. Наша задача увеличить вдвое урожай зерна в Украине. А для этого нужно строить новые перевалки в портах", — считает Клименко.
В свою очередь экс-министр экономики Украины, экономист Виктор Суслов отметил, что в мае этого года порт "Южный" в числе 13 черноморских портов был включен Кабмином в список госпредприятий, подлежащих приватизации. "В решении Cargill (строить терминал) ничего удивительного нет. Порт "Южный" — это лучший украинский порт, куда вложено государственных инвестиций на несколько миллиардов долларов, это самый глубоководный порт, поэтому претендентов на его приватизацию будет много, не только Cargill", — подчеркнул Суслов. "Порт "Южный" до сих пор остается доходным, приносящим прибыль и специалисты были крайне удивлены решением правительства Украины о приватизации этого порта. В условиях отсутствия конъюнктуры будет сложно получить настоящую цену за эти объекты, и их не следовало приватизировать. Тем не менее, решение о приватизации принято, и все зависит от сценария, по которому пойдет украинская власть. Будет ли конкурс открытый и свободный с тем, чтобы получить максимально возможную сумму либо порт, как очень многие объекты до него, уйдет тому, кому он "предназначен" заранее", — добавил экономист.
В свою очередь руководитель проекта "Успешная страна" Андрей Блинов напомнил, что правительство неоднократно заявляло, что в наиболее интересных портах — Одесса, Ильичевск и "Южный" — будут приниматься попытки, чтобы некие основные поставщики товаров имели возможности для развития таких портов. "Если причальная стенка остается в собственности государства, остальная инфраструктура может переходить в частные руки как способ развития портов и неких гарантий сохранения высокого уровня перевалки грузов через эти порты. Меня нисколько не удивляет, что это — зернотрейдеры (инвесторы), так как эти порты в основном и загружены продукцией сельского хозяйства", — сказал эксперт.
По мнению Блинова, торговый порт не может быть приватизирован как целостный имущественный комплекс, как это происходило с той же Криворожсталью или может случиться с Одесским припортовым заводом.
Евгений Котенко Экс-глава ФГИ: деньги от приватизации пойдут в оффшоры, а не в бюджет "Есть ряд вещей, которые должны регулироваться государством. Например, тарифы на морскую перевалку, плюс не отдается в частную собственность причальная стенка, насколько я понимаю ход приватизации.
Задача разгосударствления — предложить инвестору достаточно большой контроль над подъездными путями, обработке грузов в порту, то есть, значительную часть деятельности, которая по мнению государства ведется неэффективно", — отметил Блинов. "Если Мининфраструктуры подпишет с Cargill меморандум, фактически это означает, что компания становится претендентом номер один на потенциальную покупку некоторых мощностей (порта)… Наиболее жесткие переговоры об инвестпланах проходят наиболее эффективно, когда есть конкуренты, есть концепция, и конкуренция ценой. Если же в порту плотно села одна компания, то другие претенденты десять раз подумают, стоит ли участвовать в конкурсе или поискать другой порт", — подчеркнул аналитик. По его мнению, возможно, приватизация может пойти таким образом. "Скажем, Николаевский морской торговый порт будет куплен или поставлен под контроль "Нибулона", "Южный" — под контроль Cargill, Одесский — под контроль еще нескольких структур, связанных с экспортом масличных. Это все возможно, но мне кажется, что это не совсем та приватизация.
Конкуренция должна вестись на уровне инвестпрограмм, хотя я ничего плохого в продаже портов, чтобы привлечь крупных инвесторов, не вижу", — считает Блинов. На фоне массового оттока инвестиций из Украины желание частной американской компании вложить больше сотни миллионов долларов в проект строительства портового терминала выглядит неординарным. Поневоле приходится обращаться к "теории заговора": кому и за сколько Кабмин планирует продать порт "Южный"?
СПРАВКА Cargill — американская продовольственная компания, в 2008 году она была признана крупнейшей частной компанией США. Представительство компании Cargill в Украине действует с 1993 года. Компания является одним из крупнейших в Украине экспортеров зерна, масличных культур и продуктов их переработки. В настоящий момент предприятия компании работают в Киеве, Каховке, Куцивке, Брагиновке, Балаклее, Користивке, Хащуватом. С 2010 по 2012 год Cargill владела 30% акций "Дельта Банка", который в настоящее время НБУ объявило неплатежеспособным.