Госдуму просят дать КФХ преимущества перед агрохолдингами
Мелкие сельхозпроизводители не выдерживают конкуренции с агрохолдингами в борьбе за каждый гектар пригодной для возделывания земли. Северяне говорят, что у них такой проблемы нет
Законодательное собрание Еврейской автономной области (ЕАО) направило в Госдуму проект закона, который призван дать крестьянско-фермерским хозяйствам приоритет при выкупе земель сельхозназначения.
"В соответствии с Конституцией РФ, земля используется и охраняется в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Предлагаемый законопроект подготовлен с целью предоставления возможности крестьянским (фермерским) хозяйствам расширять свое производство за счет получения земельных участков в аренду без торгов в том городском, сельском поселении, в котором член крестьянского (фермерского) хозяйства проживает и осуществляет свою деятельность», - говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Чтобы дать аграриям такую возможность, парламентарии ЕАО предлагают внести изменения в в п.2 ст. 39 Земельного кодекса РФ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001,No 44, ст.4147; 2004,No 26, ст.3377; 2014,No 30,ст.4218,4225), дополнив его подпунктом 33 следующего содержания:
«33) земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного использования, расположенного в границах муниципального образования - поселения, в котором гражданин – член крестьянского (фермерского) хозяйства постоянно проживает, такому гражданину для ведения личного подсобного хозяйства и осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства».
Инициатива хорошая, считают сами фермеры, вот только российские законодатели опоздали с ней лет на 10.
«Я в этом бизнесе 24 года, поэтому многое могу рассказать, - говорит глава КФХ «Сокол» в Пролетарском районе Ростовской области Василий Стацков. – Когда в начале 2000-х было разрешено землю скупать, практически все более-менее пригодные для земледелия участки в нашем регионе разошлись по крупным агрохолдингам. Сегодня на Дону крестьянину практически нереально купить свободный участок, потому что он (крестьянин) просто не может конкурировать с такими предприятиями. У них доступ к кредитам, у них деньги и обороты. А мы наоборот – вынуждены сворачиваться».
По словам фермера, ему практически не известны сейчас случаи, чтобы местные КФХ расширялись. Все работают на той земле, которую удалось приобрести до наступления "эры гигантов".
«Я бы и рад приобрести еще 200-300 га земли, она мне необходима, чтобы занять рабочих, но земли нет, - рассказал Agro2b другой фермер из Ростовской области Алексей Сологуб. – Меня глава района вызывает, говорит «надо»: рабочие места надо, объемы наращивать надо... А с чего?»
Фермеры отмечают, что далеко не всегда латифундисты могут похвастаться высокими урожаями. А мелкие хозяйства заботятся о каждом гектаре, и земля отвечает им взаимностью.
«Я выращиваю рис. У меня производительность – 80 ц/га. Соседнее поле принадлежит крупному агрохолдингу, у них производительность – 40 ц\га. Разницу чувствуете? Но я нашел свободный пай, прихожу к главе поселения и говорю: даю пятьдесят тысяч за га, поверьте – это вдвое больше рыночной цены. Но он стоит и плечами пожимает – «уже сто». У нас, мелких производителей, нет возможности соревноваться с гигантами. Поэтому, закон, конечной, нужный, но это может быть
В Архангельской области действительно инициативу Еврейских парламентариев поддерживают.
«Хорошая инициатива, что тут сказать. Мы вообще выступаем за все инициативы, которые способны дать стимул к развитию сельского хозяйства, - рассказал Agro2b Михаил Силантьев, председатель Архангельского АККОР. – Проблемы Юга понятны, но у нас очень много пустующей земли, и, если поправки будут приняты, то в будущем это позволит отрасли пойти по более цивилизованному пути развития».
По словам Михаила Силантьева, Архангельскую область давно записали в промышленный регион и регион-экспортер леса. «Лес – наше проклятье», - сокрушается общественник.
«А между тем Архангельская область – это край с богатой сельскохозяйственной историй. Здесь была выведена знаменитая холмогорская порода коров, холмогорские гуси. Молочное производство здесь было развито не меньше, чем у наших соседей – на Вологодчине. Конечно, местные земли по своему богатству не сравнятся с центральными районами России, но при правильном подходе они вполне пригодны для развития молочного животноводства», - говорит он.
В АККОР говорят, что на сегодняшний момент в Архангельской области насчитывается порядка 300 КФХ.
А между тем, поддержка мелких сельхозтоваропроизводителей в деле – это прежде всего социальная поддержка села.
«У меня механизаторы заняты круглый год и получают в год от 500 до 700 тыс рублей, - говорит Алексей Сологуб, который в рамках одного предприятия выращивает зерно, делает из него муку и владеет собственной пекарней. – Я понимаю, что несу ответственность за этих людей, за их семьи. Я бы с удовольствием купил еще 200-300 га и поставил небольшой цех по переработке риса. Это дало бы еще несколько рабочих мест и пользу селу. Но в нынешних условиях я не могу угнаться за крупными предприятиями, и приходится свои планы корректировать».