22 декабря 2024 г., Воскресенье
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


Как АПК Ставропольского края поддерживается на законодательном уровне

16 июня 2015 12:30

Ставрополье – одна из основных продовольственных житниц страны. От сельскохозяйственной экономики, ее поддержки, в том числе и на краевом законодательном уровне, во многом зависит благополучие всего региона. О том, что делается в этом направлении депутатами, мы попросили рассказать заместителя председателя комитета Думы Ставропольского края по аграрным вопросам, продовольствию, земельным отношениям и землеустройству Ивана Машкина.

– Василий Иванович, какие законы, имеющие большое значение для АПК края, в последнее время приняли депутаты нашей Думы?

– Хочу отметить, что в эту парламентскую сессию мы с коллегами депутатами-аграриями провели большую работу по разработке Закона «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений». По сути, это новая редакция действовавшего ранее одноименного закона. Положения краевого документа приведены в соответствие с федеральным «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Он регулирует практически все вопросы, переданные на уровень субъекта, и устанавливает порядки по принятию на учет, снятию с него, предоставлению жителям края, имеющим право на бесплатное получение земельных участков под индивидуальное жилищное строительство и личные подсобные хозяйства населения. В этом законе прописаны также предельные размеры наделов под ИЖС, ЛПХ, садоводство, огородничество. Минимальный равен установленному правилами землепользования и застройки, максимальный – 1500 квадратных метров, а для деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства не более 500 гектаров. Исключается возможность бесплатного предоставления участков юридическим лицам (под лесополосами, зданиями и гаражами). Кроме того, более четко и конкретно расписаны полномочия правительства Ставропольского края и определены специально уполномоченный орган и уполномоченные органы по распоряжению землями. Определены случаи предоставления участков для сельскохозяйственного производства без торгов. Мы систематизировали и кодифицировали в одном законе все правовые нормы, регулирующие земельные отношения, для удобства при пользовании этим нормативным документом.

– Недавно вступил в силу новый Федеральный закон «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», имеющий большое значение для хлебного Ставрополья, главное богатство которого – земля. В чем суть последних нововведений, насколько упрощается процедура оборота с ней?

– Да, земельное законодательство постоянно совершенствуется. Земельный кодекс дополняется шестью новыми главами, при этом вносятся значительные изменения в действующие статьи и поправки в Гражданский кодекс и целый ряд нормативных документов. Как видим, Федеральный закон предусматривает масштабные изменения земельного законодательства. Оценивая его значение, скажу, что он прежде всего вносит ясность в регулирование отношений в этой сфере и облегчает процедуры, касающиеся ее.

К примеру, кардинально изменен порядок предоставления наделов, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Теперь не будет правил «выдачи» таких участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта и без него. Раньше нередко этот выбор тянулся очень долго, иногда до трех лет, был непрозрачен. Теперь местные власти должны составить так называемую публичную кадастровую карту и обозначить на ней все свободные земли с указанием возможных объектов строительства. Ознакомиться с ней можно будет на официальном сайте муниципалитета. Выбрав интересующий участок, все желающие смогут подать в муниципалитет заявление.

Если говорить об агропроизводителях и землях сельхозназначения, я бы обратил внимание вот на какой важный аспект. Участки, предназначенные для ведения сельскохозяйственного производства, предоставляются без торгов арендатору, который надлежащим образом использовал такую землю. Убежден, что эти изменения позволят производителям АПК выстраивать долгосрочную программу по повышению плодородия почв и эффективному использованию основных средств производства.

– А какова судьба в новом законе уготована дачным участкам? Этот вопрос сегодня волнует многих жителей края, ведь дачная «семья» в крае довольно солидная.

– Да, вы правы, семья эта очень приличная, почти 250 тысяч собственников и пользователей садовых и дачных участков. Поправки в Земельный кодекс позволяют теперь оформить в собственность участки независимо от того, когда люди стали членами садового товарищества или кооператива, или те, что были куплены в 2000-е годы, как говорится, без документов – по садовой книжке. Ведь многие оказались вне действия так называемой дачной амнистии, имеющей влияние только на наделы, предоставленные до 2001 года. Иными словами, такие пользователи земли теперь избавятся от судебных процедур по ее оформлению в собственность. Для этого теперь нужно заручиться всего лишь решением общего собрания садоводства и с ним обратиться в орган местного самоуправления. Замечу, что это можно будет сделать до 31 декабря 2020 года.

– Одна из злободневных тем, с которыми сегодня сталкиваются в том числе сельхозпроизводители, – распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Время от времени возникают определенные трудности по этому поводу. Насколько эта ситуация в целом актуальна для всего Ставрополья и как она разрешается, в том числе при содействии депутатов-аграрников?

– Таких земель в крае достаточно много: 140 тысяч гектаров в черте поселений и около 1,3 миллиона гектаров – участки сельскохозяйственного назначения фонда перераспределения земель. Федеральным законом внесены изменения, согласно которым с 1 марта нынешнего года полномочия по распоряжению участками, госсобственность на которые не разграничена, осуществляются органами местного самоуправления поселений. При наличии утвержденных правил землепользования и застройки указанные полномочия реализуют муниципальные районы.

В то же время внесены поправки в Бюджетный кодекс РФ, предусматривающие зачисление в бюджеты муниципальных районов всех доходов от распоряжения такими наделами, расположенными в границах сельских поселений. Подобный подход к управлению государственными землями является экономически и социально не обоснованным.

Кроме того, сегодня, как показывает практика, некоторые органы местного самоуправления сельских поселений не располагают кадровыми, интеллектуальными, техническими и организационными ресурсами, необходимыми для реализации дополнительных полномочий по распоряжению участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Для упорядочения управления земельными ресурсами депутаты готовят законодательные инициативы для представления в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации об изменении законодательства по распоряжению этими наделами органами местного самоуправления. На сегодняшний день многие территории края могут продолжать распоряжаться землями сельхозназначения, находящимися за пределами населенных пунктов, на законном основании, так как в основном поселения утвердили правила пользования и застройки населенных пунктов, а не поселений.

– Над какими важными для регионального агропрома законопроектами потрудились еще ставропольские депутаты-сельхозники?

– В прошлом году аграрный комитет вел сопровождение одиннадцати законопроектов, из которых шесть были разработаны и приняты Думой Ставропольского края на пленарных заседаниях и подписаны губернатором. Речь идет об оказании государственной поддержки по развитию семейных животноводческих ферм и начинающих фермеров, льготном предоставлении земельных участков (без выполнения кадастровых работ) для ставропольцев, имеющих трех и более детей, регулировании вопросов установления норм нагрузки на пастбища и другие.

– Какие направления гос-поддержки сельскохозяйственной отрасли края сегодня наиболее приоритетны с точки зрения аграрного комитета?

– Один из важнейших вопросов в этом ключе – восстановление и сохранение плодородия земель. В рамках Закона «Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае» государственная поддержка в виде субсидий предусмотрена на возмещение части стоимости затрат при внесении органических удобрений и мелиорантов, приобретенных минеральных удобрений и средств защиты растений, а также на проведение агролесомелиоративных мероприятий. Замечу, финансирование указанных субсидий приостановлено до 1 января 2018 года.

Рассматривая данный вопрос на заседании комитета, депутаты рекомендовали министерству сельского хозяйства края рассмотреть возможность принятия ведомственной целевой программы «Повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения». В качестве государственной поддержки в этом направлении начиная с 2013 года аграриям выплачиваются субсидии в виде оказания несвязанной поддержки в области растениеводства на гектар возделываемой посевной площади. Так, в 2013 году сельхозпроизводители получили из бюджета 1,5 млрд рублей, в 2014 году – 1,3 млрд рублей. На 2015 год запланировано и фактически выплачено 0,8 млрд рублей. Мы уделили особое внимание своевременному доведению данных субсидий до крестьян.

Хочу отметить, что в нынешнем году дополнены условия предоставления субсидий по несвязанной поддержке, увеличен перечень предоставляемых документов. По итогам заседания нашего комитета депутаты направили губернатору края обращение, в котором просили исключить из порядка предоставления за счет средств регионального бюджета субсидий на оказание несвязанной поддержки аграриям в сфере растениеводства положения, ужесточающие условия получения данного вида помощи.

Еще одна болевая точка регионального АПК для депутатов- аграрников – состояние животноводства, особенно молочного. К сожалению, сельхозпредприятия семи районов края уже не занимаются производством молока. В целом за прошлый год серьезное сокращение стада допустили четыре района – Грачевский, Изобильненский, Нефтекумский и Туркменский. А в коллективных хозяйствах Александровского от молочного стада избавились вовсе.

На начало мая производство молока во всех категориях хозяйств составило 206 с небольшим тысяч тонн, это 97,6 процента к уровню прошлого года. В сельхозорганизациях получено 43,7 тыс. тонн, или 93,9 процента по сравнению с минувшим годом. В нашей стране согласно медицинским нормам в перерасчете на цельное молоко каждый человек должен потреблять 390 литров в год. Таким образом, для удовлетворения потребности населения края в этом продукте нам надо производить 1 млн 400 тысяч тонн в год.

– Как сегодня поддерживается эта важнейшая сельскохозяйственная отрасль на Ставрополье?

– Напомню, что государственная поддержка молочного животноводства предоставляется на условиях софинансирования из федерального и краевого бюджетов на один килограмм реализованного молока. В нынешнем году на эти цели предусмотрено 32,5 млн рублей, в том числе из федеральной казны 30,4 млн рублей, из краевой – 2,1 млн рублей. Дополнительно из федерального бюджета край еще получит 89 млн рублей.

По моему мнению, для стабилизации ситуации следует пересмотреть подходы в развитии и бюджетной поддержке молочного животноводства края в части изменения условий и объемов государственной поддержки отрасли в сторону ее увеличения, с внесением соответствующих изменений в нормативные правовые акты.

Необходимо помнить, что, оказывая государственную поддержку сельскому хозяйству, мы одновременно решаем и очень важную социальную задачу – удешевление стоимости продуктов питания для населения края. Кроме того, мы обязаны сохранить сельским жителям рабочие места и обеспечить им возможность трудиться на своей земле.

– Василий Иванович, какие законопроекты, касающиеся оборота земли в частности и всего регионального агропрома в целом, предстоит рассмотреть в ближайшее время вашему комитету?

– Становление земельного и аграрного законодательства в крае практически завершено. Комитет систематизировал базу краевого законодательства. Однако жизнь динамична и изменчива, а потому и законы требуют постоянного правового регулирования. Наш комитет постоянно работает над изменениями как краевых, так и федеральных документов, исходя из практики их применения. Мы планируем, что в ближайшее время продолжим работу над совершенствованием действующего законодательства в сфере сельскохозяйственного производства и земельных отношений, а также приведения его в соответствие с федеральными нормами.

Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: