Сенатор предложил запретить торговым сетям закупать продукты в офшорах
Из схем закупок ретейлерами продуктов нужно исключить аффилированные офшорные компании, считает сенатор Сергей Лисовский. Бизнес увидел в инициативе угрозу роста цен на продукты.
Весной в Госдуму может быть внесен проект закона, который будет способствовать исключению офшорных схем закупок продуктов торговыми сетями и стимулировать их на закупки у отечественных производителей. Об этом РБК рассказал один из участников группы по разработке законопроекта сенатор Сергей Лисовский. В группу разработчиков проекта входят члены Совета Федерации и депутаты Государственной думы.
«На сегодняшний день существует ситуация, когда торговые сети в основном через офшорные компании покупают продовольствие за рубежом. В результате российский производитель полностью выпадает из этой цепочки и не появляется, как бы он ни был близок к магазину, какой бы у него ни был качественный товар», – объяснил Лисовский. Мы прорабатываем правовой механизм, который будет стимулировать сети покупать, когда есть сезонный российский товар достойного качества, именно этот товар. В то время когда у нас по сезонным причинам нет этого товара, конечно, его надо закупать. Но закупать его надо у конкретного прямого производителя и не через офшорные схемы. В этом суть законопроекта», – пояснил сенатор, добавив, что конкретные механизмы, воплощения этих замыслов сейчас прорабатываются.
Лисовский уточнил, что инициатива не касается оптовых поставщиков. «Оптовые поставщики останутся – это отдельная область, они существуют во всем мире, – разъяснил Лисовский, – А когда сеть покупает формально не сама, а фактически сама, но по офшорным схемам, завышая стоимость закупки и совершая много-много других вещей, – вот это мы хотим исключить. Мы действуем в рамках тех изменений в отношении офшорных компаний, которые происходят в стране», – уточнил сенатор.
По мнению исполнительного директора Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Андрея Карпова, инициатива может привести к подорожанию продуктов. «Если торговым сетям запретят напрямую покупать продукцию за границей, то она подорожает, потому что появится дополнительный посредник, который будет закупать товары за границей и накручивать свою комиссию», – объяснил Карпов.
«Что касается закупок сезонных отечественных товаров, то сети и рады бы закупать, только особенно не у кого. После введения продуктового эмбарго доля отечественных товаров выросла на прилавках на 5–10%, в зависимости от вида товара, – уточнил он. – Отечественной продукции производят столько, сколько мы видим на прилавках, нужно просто стимулировать производителей увеличивать производство. Этого вряд ли можно достичь, заставляя сети закупать только отечественную продукцию».
Карпов также считает, что инициатива Лисовского сама по себе уже неактуальна: разница курсов и без нее создала барьеры для доступа импортной продукции на прилавок.
С 1 января 2015 года в России вступил в действие закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)», который направлен на деофшоризацию российской экономики. Депутаты Государственной думы проголосовали за законопроект сразу во втором и третьем чтении 18 ноября 2014 года, президент Владимир Путин подписал документ 25 ноября.
«Основной целью законопроекта является создание действенного механизма пресечения использования низконалоговых юрисдикций с целью создания необоснованных преференций и получения необоснованной налоговой выгоды», – говорилось в пояснительной записке к документу. По новому закону, в Налоговый кодекс РФ вводится понятие «контролируемая иностранная компания», под которой понимается организация или структура без образования юридического лица, которая сама налоговым резидентом РФ не является, но ими контролируется. Закон обязывает «контролирующих лиц» извещать налоговые органы о своем участии в капитале контролируемых компаний, а также декларировать и подтверждать нераспределенную прибыль таких компаний. Минимальный размер прибыли, подлежащей декларации, составит в 2015 году 50 млн руб., в 2016 году снизится до 30 млн руб., а после 2017 года опустится до 10 млн руб.
В январе 2015 года в Госдуму был внесен проект поправок в закон «О торговле» и Кодекс об административных правонарушениях. В соответствии с документом предлагается ограничить дополнительные платежи сетям со стороны поставщиков, снизить отсрочки по оплате за поставленные товары и ввести за нарушение порядка ценобразования и создание препятствий поставщикам штрафы в размере до 5 млн руб.
Тогда же глава правительства Дмитрий Медведев заявил, что торговля и производители должны «умерить экономические аппетиты и снизить норму прибыли» в сложной для страны экономической ситуации.