Россия. Экспорт растительного масла вырос в 5 раз. Прорыв маслобоен
17 апреля 2003 10:32
Россия прибавила к списку ведущей экспортной сельхозпродукции новую статью — подсолнечное масло. В этом сезоне его поставки на внешний рынок превысили объемы прошлого сезона в пять раз. Аналитики прогнозируют дальнейший рост экспорта подсолнечного масла, ссылаясь на благоприятную конъюнктуру на внешнем рынке. Для России всегда традиционными считались зарубежные поставки подсолнечника, которые, по словам специалистов, рентабельней, чем продажи на внутреннем рынке. Однако в этом сельскохозяйственном сезоне (сентябрь 2002 — сентябрь 2003 года) тенденции начали меняться, и трейдеры смогли увеличить не только экспорт семечки, но и масла. Как сообщили "Финансовым Известиям" в Институте аграрного маркетинга (ИАМ), экспорт семечки с сентября 2002 года по февраль 2003 года составил 134.6 тыс. тонн, а в сентябре 2001 — феврале 2002 гг. он равнялся 39 тыс. тонн. Экспорт подсолнечного масла в этом сезоне достиг 41 тыс. тонн. В прошлом сезоне было экспортировано 7.9 тыс. тонн. Несмотря на 5-кратный рост поставок подсолнечного масла, нельзя говорить о том, что Россия начала поставлять на внешние рынки продукцию исключительно глубокого передела. По данным аналитической компании "Аграрика", только в феврале Россия экспортировала 14.44 тыс. тонн подсолнечного масла, при этом около 13 тыс. тонн было отгружено сырого нефасованного подсолнечного масла. Основными же потребителями российского масла стали Италия (43%), Греция (23%) и Египет (22%). По мнению директора ИАМ Елены Тюриной, рост экспорта масла вполне объясним. "В этом сезоне подсолнечника собрали больше, чем в прошлом, на 1 млн тонн — 3.7 млн тонн, — говорит она. — Хороший урожай увеличил не только экспорт семечки, но и рост его переработки внутри страны. Соответственно компании стали поставлять и масло". Исходя из ресурсов внутреннего рынка аналитики считают, что высокие объемы экспорта сохранятся как минимум до конца сезона. "Остатки сырья сейчас превышают прошлогодние показатели на 50%, поэтому рост производства может продолжиться и сохранятся объемы вывоза", — считают в Институте аграрного маркетинга. Как считает гендиректор ООО "Русагро-Масло" (входит в группу компаний "Русагро") Федор Огарков, экспорт сырого нефасованного масла при хорошем урожае 2003 года и отсутствии жесткой конкуренции со стороны Украины, скорее всего, станет перспективным направлением российской внешней торговли в следующем сезоне. "Европа, производящая достаточно сои-бобов и семян рапса, имеет недостаток в семенах подсолнечника и подсолнечном масле, которые традиционно импортирует из Аргентины, — сказал он "Финансовым Известиям". — Однако большие поставки российского и украинского подсолнечного масла по сравнению с Аргентиной сделали поставки из России и Украины более привлекательными для европейских импортеров из-за меньших сроков транспортировки и более выгодных тарифов по доставке".