23 декабря 2024 г., Понедельник
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


Паника в сетях: кто выступает за и против ужесточения закона «О торговле»

30 января 2015 17:23

Минпромторг попытался убедить Межведомственный экспертный совет по развитию потребрынка, куда входят крупнейшие производители продуктов, подписать негативный отзыв на законопроект, ужесточающий регулирование розничного рынка. Но пока поставщики отказываются идти на уступки

Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам антимонопольного регулирования и обеспечения продовольственной безопасности» был внесен в Госудуму 21 января 2015 года четырьмя депутатами Ириной Яровой, Виктором Звагельским, Николаем Панковым, Надеждой Школкиной и пятью сенаторами Сергеем Лисовским, Геннадием Горбуновым, Юрием Нееловым, Алексеем Майоровым и Михаилом Пономаревым. Проект предполагает переписать отдельные статьи в законе «О торговле» и Кодексе об административных правонарушениях: ограничить дополнительные платежи сетям со стороны поставщиков, снизить отсрочки по оплате за поставленные товары, увеличить штрафы за нарушение законодательства (основные изменения см. в таблице).

Евтухова не послушали

Как выяснил РБК, на заседании Межведомственного экспертного совета по развитию потребительского рынка (МЭС) во вторник, 27 января, было вынесено на согласование негативное заключение на проект поправок от Яровой и ее коллег.

МЭС был создан в 2010 году для обсуждения проблем поставщиков и ретейлеров. В совет входят крупнейшие отраслевые ассоциации – Агропромышленный союз (включает, например, агрохолдинги «Разгуляй», «Юг Руси», «Евродон» и др.), Национальная мясная ассоциация («Мираторг», «Митлэнд» и др.), Союзмолоко («Данон-Юнимилк», «Вимм-Билль-Данн», «Карат» и др.), Руспродсоюз («Объединенные кондитеры», «Дымов», «Мистраль», Московская ореховая компания, «Руссоль», «Архыз» и др.), Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), общественные советы при Минсельхозе и Торгово-промышленной палате (ТПП) и другие организации.

Менеджеры трех компаний, присутствовавшие на совещании, рассказали, что заключение (копия есть у РБК) было подготовлено Минпромторгом, но большинство членов МЭС – главным образом, поставщики – отказались его подписать.

Председатель МЭС и председатель комитета ТПП по развитию потребрынка Александр Борисов утверждает, что заключение готовил сам МЭС, но не называет конкретных авторов. Он подтвердил, что на заседании присутствовал замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов.

Сам Евтухов через пресс-службу передал РБК, что Минпромторг «настроен на продуктивное взаимодействие с комитетом, возглавляемым Ириной Яровой» (комитет по безопасности и противодействию коррупции), но «не стал бы на весь торговый бизнес вешать ярмо «спекулянты»». «Ведь магазины реально сгладили рост цен: розничная стоимость многих продуктов росла медленнее отпускных цен производителей, – считает Евтухов. – Так, отпускная цена производителя на масло подсолнечное, по данным Росстата, в среднем выросла на 20%, а в рознице за этот же период – только на 10%. Оптовые цены производителей за 2014 год, например, на сахар увеличились на 78%, а тогда как розничные – только на 63%. Это значит, что в магазинах за последний год цены на сахар выросли на 15% меньше, чем цены, по которым производители сахара отпускают его розничной торговле. Эта ситуация идентична и по другим товарам: например, стоимость макарон выросла на 18% у производителей, в рознице – на 10%».

В проекте заявления говорится, что поправки Яровой «нецелесообразны и несвоевременны»; отмечается, что «радикальные ограничения деятельности розничных сетей, вводимые предлагаемыми поправками, могут привести к нарушению… равновесия» во взаимоотношениях поставщиков с сетями, которое возникло после принятия закона «О торговле». Также выражается опасение, что принятие поправок «неизбежно повлияет на процессы ценообразования, усугубив тем самым и без того непростую ситуацию на продовольственном рынке». Конфликты предлагается решать с помощью Кодекса добросовестных практик – «джентльменского соглашения», подписанного крупнейшими ассоциациями.

Один из авторов поправок, депутат Виктор Звагельский сообщил РБК, что авторы почти готовы смягчить свои требования к сетям. «По моему мнению, можно обсуждать возможное увеличение прописанного в поправках ретробонуса (вознаграждения ретейлеру от поставщика за объем проданного товара в процентах от суммы поставки. – РБК) с 3% до 5%, но надо насмерть стоять против увеличения отсрочки платежей, а также против любых дополнительных вознаграждений сетям. Я и так считаю эти поправки достаточно компромиссными», – заявил он.

АКОРТ пообещал дефицит

Текст неподдержанного членами МЭС заявления почти в точности совпадает с заявлением АКОРТ, которое она распространила 22 января: в нем также указывается, что принятие поправок может привести к дефициту товаров на полках магазинов и новому росту цен. Если отсрочка по платежам за поставки сократится, ретейлерам для финансирования закупок придется брать кредиты по очень высоким ставкам, которые они неизбежно заложат в конечную цену, говорится в документе ассоциации. Запрет на маркетинговые акции снизит оборот и поставщика, и магазина, поскольку потребителю неоткуда будет узнать о новом товаре, появившемся на полке, считает АКОРТ. «В целом предлагаемые изменения приведут к снижению финансового оборота торговых сетей, ограничат возможности сдерживания цен и, тем самым, разгонят инфляцию», – говорится резюмирует ассоциация.

Но для поставщиков ситуация тоже критическая: либо поправки будут приняты, либо многим из них грозит сворачивание бизнеса, утверждает глава Союзмолока Андрей Даниленко: «Нам бы не хотелось допустить войны между ними и сетями, поскольку проиграет в итоге потребитель».

Даниленко возглавил альтернативную организацию поставщиков – Центр общественных процедур в сфере торговой деятельности, созданный по инициативе бизнес-омбудсмена Бориса Титова при «Деловой России». На заседании этой организации в среду, 28 января, были приняты собственные антикризисные предложения (копия есть у РБК) – список мер, которые позволят «сократить необоснованные издержки в торговой сфере и должны привести к снижению цен на отечественные товары». Среди этих мер – ограничение полномочий Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по проверкам поставщиков и сетей (с советом «перенести основное внимание в своей деятельности на проверку законности и обоснованности тарифов естественных монополий»), снятие ограничений на доступ в сети отечественной продукции, с​окращение сроков расплаты с поставщиками вдвое. В документе поддерживаются и поправки из законопроекта Яровой, например, запрет на маркетинговые платежи.

По словам Даниленко, правового способа контролировать розничные цены в магазинах у регулирующих органов нет (см. справку), поэтому он предлагает другое решение вопроса: поставщики будут предоставлять органам информацию о ценах, по которым продают свои товары в сети, а те будут определять, насколько объективны наценки магазинов. «Мы можем предоставлять объективную информацию, и уже тогда контролирующие органы смогут сами решать, обуздать ли аппетиты естественных монополий, торговых сетей или недобросовестных поставщиков. Но это аналитическая работа, а не работа по созданию административных барьеров, которая идет сейчас», – говорит он.

Бизнесмены могут назначать любой ценник на свои товары, ориентируясь на спрос, напоминает старший научный сотрудник Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Вадим Новиков. Закон «О торговле» дает правительству право заморозить цены на 24 социально важных продукта из специального списка на 90 дней, но лишь в том случае, если в течение 30 дней (не календарного месяца) стоимость конкретного продукта вырастает на 30% или более.

Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: