Правительство намерено обложить грузовики дополнительными сборами
Сборы за вред дорожному полотну планируется взимать со всех грузовиков тяжелее 3,5 т, кроме того, увеличится число дорог, за проезд по которым придется платить
Правительство рассчитывает значительно увеличить поступления от автовладельцев за вред автомобильным дорогам: Минтрансу и госкорпорации «Ростех» дано поручение подготовить предложения по внедрению сборов с 12-тонных автомобилей на дорогах регионального и межмуниципального значения (до этого речь шла только о сборах за пользование федеральными трассами). В более отдаленных планах правительства — сборы с владельцев автомобилей весом свыше 3,5 т: исследовать целесообразность такого нововведения поручено Минтрансу и «Ростеху». Когда планы по внедрению сборов реализуются, автовладельцы будут платить за ущерб дорогам порядка 800 млрд рублей в год.
«Минтрансу РФ совместно с госкорпорацией «Ростех» и органами исполнительной власти представить предложения о внесении в нормативные акты изменений, предусматривающих возможность введения субъектами РФ на автодорогах регионального и межмуниципального значения системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования грузовыми ТС, имеющими разрешенную массу свыше 12 т», — говорится в поручении вице-премьера Аркадия Дворковича от 31.12.2014, копия которого есть в «Известиях».
Региональная система взимания платы с автовладельцев большегрузных автомобилей должна действовать в технологической увязке с системой взимания того же сбора за использование федеральных трасс, отмечается в поручении Дворковича.
Владельцы 12-тонных авто должны были начать оплачивать езду по федеральным трассам с 15 ноября 2014 года, но саму систему взимания платы (она должна базироваться на данных измерений системы ГЛОНАСС) сделать не успели, из-за чего перенесли дату старта платного проезда ровно на год, то есть на ноябрь текущего года. По условиям Росавтодора, перед тем как оператор системы взимания платы с большегрузного транспорта начнет выставлять счета, он должен за свой счет создать сеть телематических терминалов, построить по всей России 200 пунктов контроля за транспортом, наладить прием платежей и т. д. В сентябре прошлого года таким оператором стала компания «РТ-Инвест Транспортные системы», контролируемая «Ростехом».
Как отметили в пресс-службе «РТ-Инвест», в создаваемой сейчас системе взимания платы с автомобилей более 12 тонн на федеральных автодорогах предусмотрена возможная интеграция с аналогичными системами на региональных трассах, а также масштабируемость для взимания платы с автомобилей массой более 3,5 тонн. Использование инфраструктуры будущей федеральной системы в региональных проектах позволит сократить сроки создания и снизить капитальные и операционные затраты. Прогнозировать конкретные сроки указанных проектов пока невозможно из-за отсутствия соответствующей нормативной базы, заявили в «РТ-Инвест».
В пресс-службе Минтранса «Известиям» сообщили, что вопрос внедрения платы за ущерб региональным дорогам сейчас прорабатывается с органами исполнительной власти субъектов федерации, после чего соответствующие предложения будут направлены на согласование в Минэкономразвития России и Минфин РФ.
Решение о целесообразности взимания платы в счет возмещения вреда автомобилями свыше 3,5 т пока не принято, заявляют в Минтрансе. Как там сказали, в настоящее время Минтрансом осуществляется подготовка материалов по оценке целесообразности и социально-экономических последствий принимаемого решения, а также возможного в связи с этим решения поэтапного изменения существующей системы формирования источников финансирования дорожной деятельности.
— Срок представления в правительство РФ согласованного с Минэкономразвития и Минфином доклада по данным вопросам — март 2015 года, — отмечают в пресс-службе Минтранса.
По мнению одного из представителей Минтранса, настоявшего на анонимности, предварительные расчеты показали, что сборы с 12-тонников только за проезд по федеральным дорогам составят порядка 100 млрд рублей в год.
— Подключение к сборам региональных и муниципальных дорог с учетом меньшего грузопотока и уменьшенных тарифов, но большей протяженности дорог позволит собрать дополнительно около 300 млрд в год, то есть сумма поступлений возрастет в четыре раза, — предполагает чиновник из Минтранса. — Если добавить сборы с 3,5-тонных авто, это позволит собрать еще примерно столько же, то есть 400 млрд рублей. В целом сборы за ущерб дорожному полотну могут вырасти до 800 млрд рублей в год.
Исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников считает, что реализация инициативы правительства подстегнет инфляцию.
— Если взять себестоимость белого батона, то мука там будет стоить копейки, а основная часть — это транспортная составляющая, — говорит Свешников. — Зерно привези, муку привези, хлеб развези и т.д. Если 12-тонники облагаются дополнительным сбором, перевозчики откажутся от «КамАЗов», возьмут машины меньше. Если затем тот же сбор введут для 3,5-тонных автомобилей — возьмут малый транспорт, например те же «Газели». То, что возили одним «КамАЗом», будет развозиться на 12 «Газелях», то есть будет больше машин, длиннее пробки, больше выхлопных труб, сильнее нагрузка на то же полотно дорожное.
Свешников добавил, что сейчас при участии Союза транспортников России идет выработка антикризисных мер в сфере транспорта. Речь идет о снижении налоговой и административной нагрузки на участников рынка. В частности, конкретные предложения обсуждались у бизнес-омбудсмена Бориса Титова, который планирует обсудить их с главой Минтранса Максимом Соколовым.