По сообщению Рейтер, украинские власти существенно ужесточили требования к оформлению документации на вывозимое зерно в целях усиления контроля за его качеством. Список требуемых документов, необходимых для оформления погрузки зерна на судно, значительно расширен. В частности, необходимо предъявление импортной лицензии от компании страны-покупателя. По мнению, Владимира Клименко, главы Зерновой ассоциации Украины, это может привести к существенным задержкам в отгрузках зерна. Так, по словам г-на Клименко, трейдерам может потребоваться несколько недель на получение такой лицензии на поставки в ряд стран, например, в Индонезию. Комментарий «СовЭкон»: С одной стороны, украинские власти, столкнувшись с ростом нареканий на качество украинской пшеницы со стороны импортирующих стран и прямой фальсификацией экспортных сертификатов, как это было в случае поставки зерна в Канаду, вынуждены идти на меры по ужесточению административного контроля. С другой стороны, момент для их введения может оказаться крайне неудачным для украинских трейдеров. В сентября - ноябре наблюдалось снижение экспорта украинского зерна на фоне роста российских поставок, что объясняется во многом более высокими ценами на украинское зерно, особенно ячмень. Кроме того, в ближайшее время в республике будут повышены ж-д тарифы на грузоперевозки. В этих условиях дополнительные бюрократические препоны еще более ослабят конкурентоспособность украинских поставщиков.