Загадочный экспортер.Новичок среди экспортеров российского зерна стал третьим по объему поставок
Сезон 2013/14 г. стал триумфальным для работающего второй год экспортера зерна ООО «Торговый дом «Риф»: из второй десятки он поднялся в первую тройку, обойдя «Юг Руси», Louis Dreyfus и «Астон».
Экспорт зерна из России в сезоне 2013/14 гг. (он закончился 30 июня) стал вторым за всю историю — он составил 25,4 млн т. Больше было только в 2011/12 гг., когда было вывезено 28,1 млн т. Первенство среди экспортеров много лет держит Международная зерновая компания — «дочка» Glencore. В только что закончившемся сезоне она отгрузила на экспорт 3,07 млн т зерна (это 12,6% всех экспортных отгрузок), сохранив первое место. Прежде за ней следовали «Юг Руси» и «Аутспан интернешнл». Но теперь ситуация изменилась. На втором месте, по данным «Прозерна», — компания «Аутспан интернешнл» (1,83 млн т; российская «дочка» сингапурского трейдера Olam), а на третьем — ООО «Торговый дом «Риф» (1,79 млн т; подробнее — см. график). «Совэкон» ставит «Риф» и «Аутспан» на второе место вместе — по данным этой аналитической компании, оба они отгрузили на экспорт примерно по 1,8 млн т.
«Аутспан интернешнл» начала работу на российском экспортном рынке зерна в 2009 г., постепенно наращивала объемы поставок, в 2012 г. приобрела Азовский зерновой терминал и по итогам 2012/13 сельхозгода была на третьем месте.
А вот «Риф» появился в списке активных экспортеров только в сезоне 2012/13 гг. — тогда компания заняла 13-е место, отгрузив, по оценке «Совэкона», около 200 000 т.
О ТД «Риф» известно немногое. Компания, по данным «СПАРК-Интерфакса», зарегистрирована в 2010 г. Через кипрскую «Лепаркан инвестментс лимитед» принадлежит Grain International Holdings Inc. с Британских Виргинских островов, конечный бенефициар в документах не указан.
ТД «Риф» контролируют те же люди, что и ООО «Промэкспедиция», которое владеет зерновым терминалом в Азовском порту, знают топ-менеджер агрохолдинга в Ростовской области и сотрудник одной из зерновых компаний, попросивший об анонимности. По данным СПАРК, «Промэкспедиция» принадлежит кипрской Hamaiko Ltd, с 2012 г. до апреля 2014 г. долю в уставном капитале российской компании имела Оксана Вертий — дочь бывшего начальника УВД Ростова-на-Дону (позже он был также директором ростовского филиала агрохолдинга «Оптифуд», обанкротившегося в 2012 г.). До октября 2012 г. Оксане Вертий также принадлежало 60% Ростовского универсального банка, значится в СПАРК. Собеседники «Ведомостей» считают, что и «Риф», и «Промэкспедиция» принадлежат Вертий. Гендиректор «Рифа» Вадим Саркисов отказался говорить о структуре собственников компании.
Связаться с Вертий не удалось: в адвокатской палате, в которой она состоит, «Ведомостям» отказались сообщить номер мобильного телефона, телефон областной коллегии адвокатов, к которой приписана Вертий, в течение нескольких дней молчал. Сотрудник ТД «Риф» переадресовал звонок «Ведомостей» в «Промэкспедицию», в которой секретарь сообщила, что такого сотрудника в компании нет.
В 2013 г. «Промэкспедиция» завершила реконструкцию зернового терминала в устье Дона, увеличив емкость с 30 000 до 105 000 т зерна и построив для этого 16 новых емкостей, сообщала администрация Азова. Теперь это, по словам сотрудника компании — зернового оператора, самый мощный на «малой воде» Азова терминал. «Риф» сотрудничает с «Промэкспедицией» три года, сейчас он единственный контрагент терминала, рассказывает гендиректор «Рифа» Вадим Саркисов.
На сайте компании говорится, что основные направления работы — закупка и экспорт пшеницы, кукурузы, ячменя, а также бобовых и масличных культур. Зерно, по словам Саркисова, поставляют более 300 завозчиков из Краснодарского, Ставропольского края, Воронежской, Липецкой, Челябинской и Волгоградской областей. Загрузка составляет до 400 машин в день. Выйти на существенные объемы экспорта зерновых компании удалось за счет логистической цепочки, считает гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько. Небольшие суда перегружаются в Керчи и порту Кавказ на большегрузные — до 70 000 т, на которые приходится 30-40% всех перевозок зерна «Рифа», подтвердил Саркисов. Малыми судами зерно доставляется в Турцию и Средиземноморье. «Получается, они грузят большими объемами, но на своем мелководном терминале, не присутствуя в Новороссийске или других глубоководных портах, за счет экономии на этом могут предложить привлекательные цены своим контрагентам», — говорит топ-менеджер агрохолдинга из Ростовской области.
Кроме того, бенефициарам «Рифа» удалось хорошо организовать автомобильные поставки, что было бы сложно сделать без использования административного ресурса, полагает источник в одной из компаний зернового рынка, попросивший об анонимности. Возможно, административный ресурс помог и организовать своевременный возврат экспортного НДС, считает он.
О финансовых результатах «Рифа» Саркисов говорить не стал. По данным СПАРК, в 2010 г. выручка ТД «Риф» составила 341 млн руб., прибыль — 1 млн руб. В 2012 г. выручка уже была 6,641 млрд руб., прибыль — 34 млрд руб. За 2013 г. данных еще нет.
С начала календарного года «Риф» уже отгрузил 800 000 т, а к его концу Саркисов планирует отправить на экспорт не менее 2 млн т. По его словам, компания запланировала развитие в глубоководных портах.