Тарифы ОАО РЖД в 2015 году могут подняться выше плана
После обращения главы ОАО РЖД Владимира Якунина к президенту Владимиру Путину позиция правительства по сдерживанию темпов роста железнодорожных тарифов смягчилась. Как стало известно "Ъ", для предотвращения убытков монополии в 2015 году в размере 100 млрд руб. вице-премьер Аркадий Дворкович предложил увеличить ее тарифы не на 6%, как предполагалось до сих пор, а более чем на 8%. В профильных ведомствах опасаются, что это решение сломает систему долгосрочного тарифообразования, а эксперты считают, что поблажек вслед за ОАО РЖД потребуют и другие монополии.
На прошлой неделе президент Владимир Путин провел совещание, на котором, в частности, поднимался вопрос индексации тарифов ОАО РЖД на грузоперевозки в 2015 году, рассказали "Ъ" два источника на рынке. По словам одного из них, монополия заявила о потенциальном убытке по итогам 2015 года в 100 млрд руб., если тарифы будут проиндексированы только на 6%, как запланировано. Справедливый рост, по мнению ОАО РЖД, составляет около 10%. Вице-премьер Аркадий Дворкович в ходе совещания, говорит один из собеседников "Ъ", согласился с идеей увеличить тарифы более чем на 8%. Эту информацию подтвердил и другой источник "Ъ" – по его словам, в правительстве "готовы пойти на уступки ОАО РЖД", но конкретные цифры не обсуждались: Владимир Путин поручил еще раз проработать этот вопрос. В аппарате господина Дворковича и в ОАО РЖД отказались комментировать итоги совещания. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков подтвердил факт проведения совещания, но отказался обсуждать вопрос индексации железнодорожных тарифов.
С целью стимулировать рост экономики правительство заморозило тарифы на услуги естественных монополий в 2014 году, а в 2015-2018 годах утвердило индексацию на уровне инфляции предыдущего года. Таким образом, в 2015 году рост должен был составить 6%. Но ОАО РЖД настаивало на большей индексации. В начале июня президент компании Владимир Якунин сообщил о своем письме Владимиру Путину, где говорится, что с учетом "компенсировать возникшие провалы будет нереалистично ростом только на 6%". Конкретных цифр глава ОАО РЖД не называл. Но, по его оценке, из-за замораживания тарифов убыток компании в 2014 году составит 80 млрд руб. (в первом квартале монополия показала чистый убыток по РСБУ 10,2 млрд руб.). При этом погрузка на сетях ОАО РЖД снижается: в 2013 году она упала на 2,8%, в этом году спад может составить до 1,8%. Ранее ожидалось, что правительство в 2014 году может помочь компании лишь индексацией на 6% тарифов на перевозку нефтепродуктов на экспорт, что позволит ОАО РЖД заработать до конца года еще около 10 млрд руб.
До сих пор столь серьезных послаблений монополиям правительство делать не собиралось. В конце 2013 года Аркадий Дворкович давал понять, что Белый дом будет ограничивать ОАО РЖД даже в праве изменять тарифы в рамках тарифного коридора. Этим правом, говорил он, "ОАО РЖД не будет пользоваться в широком масштабе". Но вице-премьер отмечал, что в идеале необходимо принять "тарифное решение на среднесрочную перспективу три-пять лет".
В ФСТ "Ъ" заявили, что вопрос находится на проработке в Минфине и Минтрансе, там это подтвердили. В Минфине отметили, что поддерживают индексацию тарифов ОАО РЖД только в привязке к долгосрочному тарифообразованию. Это необходимо, потому что в бюджете не предусмотрено субсидий на компенсацию потерь ОАО РЖД. Источник "Ъ", близкий к Минэкономики, считает неправильным уже в первый год "ломать систему долгосрочного тарифообразования". В ФАС также выразили сомнение, что рост тарифов выше уровня инфляции "благоприятно повлияет на динамику перевозок". Вместо этого ОАО РЖД нужно развивать сегменты, где есть условия для конкуренции, добавили в службе.
Андрей Рожков из ИФК "Метрополь" считает, что во многом позиция правительства по отношению к ОАО РЖД изменилась из-за падения темпов погрузки и неблагоприятных прогнозов на год. Для ОАО РЖД могут сделать исключение в 2015 году, отмечает аналитик, но есть риск того, что в таком случае следом потянутся и другие монополии, чьи тарифы также были заморожены.